Советы психолога

 

"Эмоциональное выгорание"

Эмоциональное выгорание, которое в той или иной мере касается многих – это своеобразная дань времени, в котором мы живем. Впервые термин «эмоциональное выгорание» появился 40 лет назад в Америке. Сегодня синдром эмоционального выгорания (СЭВ) различные специалисты трактуют по – разному: от серьезного заболевания до особой формы психологической защиты, когда выполнение обязанностей становится формальным, происходит отказ от профессионального творчества и карьерного роста. Иными словами «Синдром эмоционального выгорания» - это отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере «человек – человек», проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие.

  1. Эмоциональную истощенность.
  2. Деперсонализацию (цинизм).
  3. Редукцию профессиональных достижений.

Теперь более подробно разберем эти три составляющие. Под эмоциональным истощением понимается чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда, в нашем случае деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к детям, их родителям, к коллегам. Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Люди нашей профессии, чья деятельность связана с общением с другими людьми, особенно подвержены эмоциональному выгоранию. Во многом это обусловлено значительными требованиями к современному образованию, да и к самому педагогу. У родителей и общества в целом зачастую сформированы завышенные ожидания от образовательной организации. Вся работа педагога, его знания, профессиональные навыки, способ действия и сама личность педагога постоянно находятся под пристальным вниманием родителей и общественности, а комментарии и оценки порой бывают чрезмерно жесткими и бескомпромиссными. Стремление педагога оправдать эти ожидания, достичь видимых показателей профессиональной и личностной успешности приводит к постоянному психологическому напряжению, появляется разрыв между требованиями на работе и собственными ресурсами человека и начинается его истощение.        

Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Как правило, картина эмоционального выгорания проявляется далеко не сразу, выделяют три фазы: - в первой фазе наблюдается активная работа на износ, трудовой энтузиазм и повышенная активность во всех сферах деятельности. Важно отметить, что дело не в самой трудовой активности, а в эмоциональной удовлетворенности и «подзарядке», которую получает сотрудник от завершенных дел и, самое главное, оценки своего труда окружающими. В зависимости от характера деятельности, величины нервно – психических нагрузок и личностных особенностей человека первая фаза может формироваться в течение 3 – 5 лет; - вторая фаза наступает, когда чрезмерные нагрузки обретают форму регулярного стресса, когда между требованиями в работе и собственными ресурсами человеческого организма появляется весомый разрыв, наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями), не хочется видеть тех, с кем раньше общался по роду деятельности, в среду ощущение, что уже пятница, неделя длится нескончаемо, появляются устойчивые соматические симптомы: нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли, увеличение числа различных заболеваний; повышенная раздражительность, человек «заводится» с пол – оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Симптомы проявляются более регулярно, чем в первой стадии и носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным даже после хорошего сна и даже после выходных. Время формирования данной стадии в среднем 5-15 лет; - третья стадия – собственное личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдается нарушение памяти и внимания, нарушения сна (трудности засыпания и раннее пробуждение), человек стремится к уединению, возможно развитие тревожности, депрессии, зависимость от психоактивных веществ, например, большое потребление кофе, иногда алкоголя. Стадия может формироваться 10-20 лет. Эмоциональное истощение работника также провоцирует его хронический конфликт в коллективе, который значительно истощает ресурсы любого человека. После повышенной активности и рабочего энтузиазма приходит период истощения и утомления. Критические проявления синдрома эмоционального выгорания происходят на физическом, психологическом и поведенческом уровне. Это: - у работника падает самооценка; - снижается интерес к работе; - происходит личностная отстраненность; - на поведенческом уровне: агрессия к окружающим, тревожность, неудовлетворенность. В зависимости от психологических особенностей конкретного человека недовольство своей профессиональной деятельностью может привести к ярко выраженной агрессии и депрессии. В первом случае в своих неудачах он будет винить всех окружающих: коллег, начальство, а во втором - самого себя и свои личностные качества. Каким же образом мы можем помочь себе избежать эмоционального выгорания?

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВЫГОРАНИЮ

Существуют две основные группы ресурсов противостояния эмоциональному выгоранию:

- личностные ресурсы–возможности самого человека для изменения. Навыки самоподдержки, изменение привычного распорядка дня, хобби и занятия, приносящие удовольствие и эмоциональную подзарядку (занятия спортом, бассейн, фитнес клуб, художественно – прикладное искусство, посещение выставок, театров и т.д.);

- внешние или социальные ресурсы – это окружение, близкие люди, участие в общественной жизни, успешное выступление на педсоветах, семинарах, участие в конкурсах, организация корпоративных встреч, т. е. надо изменить свой привычный, монотонный образ жизни, стараться смотреть на жизнь позитивно, находить вокруг себя больше интересного, увлекательного вне работы, совершать путешествия и приятные прогулки. Зачастую люди подолгу пребывают в состоянии эмоционального выгорания, при этом педагоги уверены, что если они начнут обсуждать свои проблемы с кем – то посторонним, то это лишь усугубит их положение, а на освоение методов психологической самоподдержки и саморегуляции ни сил, ни времени, ни желания не хватает.

Если вы чувствуете, что у вас идет эмоциональное выгорание для начала попробуйте просто сами проанализировать все накопившиеся проблемы, понять причины их возникновения, далее наметить пути разрешения ситуации или все это обговорить с близкими для вас коллегами, которые смогут адекватно оценить ситуацию и помочь вам советом.

Синдром эмоционального выгорания – это стрессовое состояние, непосредственно связанное с профессиональной деятельностью человека. Но давайте отметим, что это не единственный стресс, который получает каждый из нас в своей жизни – личной, бытовой, социальной. И во всех этих случаях актуален принцип «ПОМОГИ СЕБЕ САМ» - это и осознание собственных проблем, и здоровый образ жизни.

 

Как научиться грамотно выражать свои мысли

Как научиться грамотно выражать свои мысли?

Вот некоторые правила, которые помогут вам повысить качество речи:

1) Больше читайте различную литературу. Хороший вариант почитать нашу отечественную классику, которую нам задавали читать в школе. Читать нужно не торопясь, думать над каждым предложением. Это позволит вам научиться правильно выстраивать слова в предложения и увеличит ваш словарный запас.

2) Постарайтесь исключить из своей речи слова-паразиты: «ну», «в общем», «как бы», «ну это», «блин» и т. д. Старайтесь в разговоре не выражать сильных эмоций. Используйте простые фразы, не торопитесь.

3) Обязательно нужно следить за темпом речи. Монотонная речь вызывает безумное чувство скуки. Выдерживайте паузу и определенные моменты выделяйте эмоциями, но не сильными.

4) Употребляйте во время беседы различные метафоры, сравнения, поговорки. Это значительно оживит вашу речь. И конечно, юмор. Пошутить, в том числе и над собой, если это уместно в данной ситуации, нелишне.

5) Для того, чтобы тренировать свою речь, нужно иметь широкий круг общения. Можно попробовать подражать своему любимому телеведущему: повторять его фразы, копировать интонации.

Есть одно забавное упражнение. Возьмите какой-нибудь домашний предмет, например, сковородку и попробуйте в течение 5 минут рассказывать о нем на красивом литературном языке. Поначалу этот процесс будет вызывать у вас явные затруднения, но с каждым разом будет все проще. Постепенно увеличивайте время тренировки и усложняйте тему. Эти тренировки помогут вам в скором времени научиться подбирать правильные слова и у вас получится в течение часа рассказывать об этой сковородке, ни разу не повторившись в фразах.

Постепенно пополняя словарный запас и используя все эти знания в разговоре, вы заметите, что вы приобрели власть над словами и теперь они будут служить вам.

Черпать информацию нужно отовсюду: из книг, телевидения и т.п.. Изучайте значение неизвестных вам слов, учитесь их правильно произносить.

Через несколько месяцев таких тренировок у вас уже не будет проблем с выражением ваших мыслей в разговоре. Вы сможете легким доступным языком объяснить суть сложных вещей.

свернуть

Как приручить свои эмоции

Как приручить свои эмоции?

 

 Очень простые способы, которые каждый может опробовать на собственном опыте:

  1. Спортивные занятия: самую полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.
  2. Физический труд: стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т.п.
  3. Природа: прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.
  4. Созерцание огня: говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии - огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака.
  5. Контрастный душ: заставляет мышцы попеременно расслабляться и напрягаться, а мышечное расслабление, как известно, хороший способ снять психическое напряжение.
  6. Проекция негативных эмоций на посторонние предметы: выразить свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочки газету, поколотив подушку, выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.
  7. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и "буйную".
  8. Покричать то громко, то тихо, спеть громко любимую песню.
  9. Высказаться, озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют.
  10. Смех и плач - отличное средство защиты нашего организма от психических перегрузок. Смех является своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи дробят опасный поток импульсов.

 

 

свернуть

12 канонов психологического здоровья

12 канонов психологического здоровья

 

  1. Будьте благодарными. Начинайте свой день с благодарности. Поблагодарите за всё то хорошее, что имеете: за близких и друзей, которые вас любят, за хорошую работу, за солнечный день и т.д.
  2. Улыбайтесь. Улыбка - неотъемлемый признак счастливых и психологически здоровых людей.
  3. Не сравнивайте себя с другими и не переживайте о том, что о вас подумают. Никогда не следует сравнивать себя с другими, ведь всегда найдётся тот человек, чья карьера развивается успешнее или у кого «ноги длиннее».
  4. Находите позитив и верьте в лучшее. Для психологически здорового и счастливого человека видеть позитив даже в плохом становится привычкой.
  5. Общайтесь с людьми без особых на то причин. Будьте искренни в своём интересе к ним, не жалейте эмоций, слов, времени для проявления симпатии.
  6. Проявляйте доброту.
  7. Заботьтесь о своём теле и душе.
  8. Делайте то, что Вам на самом деле нравится.
  9. Позволяйте себе быть ребёнком. Дети искренни в своих эмоциях и видят мир иначе, чем взрослые.
  10. Наслаждайтесь тем, что имеете, и живите сегодняшним днём. Умейте наслаждаться простыми каждодневными вещами.
  11. Умейте прощать. Большинство людей не умеют прощать, но если мы научимся этому, обязательно почувствуем такую радость, как будто камень падает с души.
  12. Выбирайте реальные цели. Пусть ваши цели будут реальными, гибкими и приносят удовольствие на пути к достижению.

 

свернуть

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе

  1. Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких.
  2. Признавайте и принимайте ограничения.Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.
  3. Развивайтесь.Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.
  4. Будьте положительной личностью.Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих. Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться.
  5. Учитесь терпеть и прощать.Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.
  6. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению.
  7. Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.
свернуть

Правила построения эффективного общения

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «барьер» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

  • улыбка,
  • имя собеседника
  • комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Игоревна!».

- Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

  • Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить»собеседника взглядом.
  • Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы»личного пространства собеседника!
  • Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие»расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  • Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  • Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  • Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»«Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…»(Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!»)Чаще говорить; «Мы»«Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!»«Нас всех беспокоит, что дети…»«Наши дети…»«Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
свернуть

Упражнения для снятия стресса

06.12.2019

Стресс иногда является необходимым. Он позволяет приспо­собиться к новым условиям, оказывает положительное влияние на работоспособность и творчество. Но стрессовое состояние так­же является сигналом, оповещением, что следует остановиться, снять напряжение и избавиться от негативных переживаний.

 

  1. Упражнения для снятия эмоционального стресса:

— сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим паль­цем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сде­лайте вдох. Повторите упражнение 5 раз. Закрытые глаза удваивают эффект. Упражнение выполнять двумя руками одновременно;

  • сделайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони;
  • слегка помассируйте кончик мизинца;
  • поместите орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажмите и сде­лайте орехом круговые движения (3 мин);
  • если все проделанные упражнения не принесли облег­чения, то сделайте несколько физических упражнений (10 прыжков или 10 приседаний).

 

  1. Методика стирания негативной информации из памяти

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый лист бумаги, карандаши, стирательную резинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ. Мысленно возьмите резинку и начинайте последователь­но стирать с листа бумаги созданную негативную информацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Проведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите резинку и стирайте до полного ее исчезновения.

 

  1. Осознание положительного в негативной ситуации

Одну ладонь положите на затылок, другую на лоб. Закройте глаза и подумайте о негативной ситуации. Сделайте глубокий вдох-выдох. Мысленно представьте себе ситуацию еще раз и попробуй­те найти в ней положительные позитивные моменты. После появ­ления своеобразной пульсации между затылочной и лобной час­тью самокоррекция завершается глубоким вдохом-выдохом.

Упражнение выполняется от 30 с до 10 мин.

свернуть