Советы педагога- психолога

Как научить ребенка убирать за собой игрушки

Как научить ребенка убирать за собой игрушки

 

У каждой семьи есть свои особенности и привыч­ки. Безусловно, вам решать, следует ли приучать ребенка к ак­куратности и порядку, и если приучать, то,  как и с какого возраста. Но если уж вы приняли решение научить ребенка убирать за со­бой игрушки, то быстрее добьетесь успеха, если будете выпол­нять несколько несложных правил.

Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доб­рожелательно. Уборка не должна стать наказанием, желатель­но, чтобы она стала заключительной частью игры.

Если малыш еще настолько мал, что не понимает смысла происходящего, не готов к выполнению ваших требований, нач­ните вместе с ним убирать игрушки, обязательно проговаривая вслух, что именно вы убираете, куда и зачем. Если подобная со­вместная работа проводится систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре научится вы­полнять ее самостоятельно.

Кроме того, у ребенка скорее всего не появится привычки убирать игрушки, если вы сами ежедневно не убираете за собой одежду, обувь, книги, украшения и т.п. Тогда, разбро­санные по квартире вещи станут для него привычным явлени­ем. Ведь для ребенка раннего возраста характерной чертой яв­ляется подражание...

Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Напри­мер, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисо­вать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т. д.

Не оставляйте мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер, если оно провоцирует возникновение отрицательных эмо­ций и у вас, и у ребенка. Если же уборка превращается в проща­ние с игрушками, в укладывание их спать и становится необхо­димым ритуалом для малыша, то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном.

Если вы сами считаете, что чистота и порядок в доме необхо­димы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок знает, что вы будете читать ему книжку или рисо­вать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать, что это — правило для всех членов семьи. Если же вы предъяв­ляете ребенку ультиматум: уберешь игрушки — буду тебе читать, не уберешь — не буду, то малыш скорее всего сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно «зарабатывать».

Подведем итоги:

  • Твердо решите для себя, необходимо ли это.
  • Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.
  • Убирайте игрушки вместе с ребенком.
  • Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте ему смысл происходящего.
  • Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно.
  • Не приказывайте.
  • Используйте маркировку, схемы на коробках и ящиках для игрушек.
  • Учитывайте возраст и возможности ребенка.
  • Придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желан­ной для малыша.
  • Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.
свернуть

Развиваем любознательность детей

Развиваем любознательность детей

 

                                                                                                      Есть у меня шестеро слуг,

                                                                                                      Проворных, удалых,

                                                                                                      И всё, что вижу я вокруг,

                                                                                                      - Всё узнаю от них. 

                                                                                                     Они по знаку моему

                                                                                                     Являются в нужде…

                                                                                                     Зовут их: «Как и  почему, Кто, что, когда и где…»      

Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию.

Возраст 4-5 лет – возраст почемучек. Именно в этом возрасте наблюдается любовь к игре словами, перевертышам. Как помогать ребенку на этом этапе? Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним, будьте для него интересным партнером.

  • Важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта.
  • Например, для мальчиков, которые любят играть с машинками,  можно рассказать сказку об автомобиле, где в занимательной и доступной форме дается информация об устройстве автомобиля; подобрать картинки о разных авто, книжки-раскраски и т.д. Тем самым поддерживается интерес ребенка.
  • Можно использовать рассказы из реальной жизни, но давать возможность для творчества, фантазии детей. Например: «Ты видишь вон тот дом? (показываете ребенку на дом вдалеке) За этим домом есть игровая площадка. Знаешь, что на ней?...» За этим домом могут быть – парк, гаражи, интересное дерево и т.д.
  • Новая информация должна отталкиваться от опыта ребенка и имеющихся у него представлений об окружающем мире: «Мы едим ложками и вилками, а есть такие страны – Япония, Китай, где люди едят с помощью палочек»; «У нас мальчики и мужчины носят брюки, а есть страны (Шотландия), где мужчины могут надевать клетчатые юбки» и т.д. Помните, предлагать ребенку нужно то содержание, в котором Вы сами хорошо ориентируетесь. Если же у вас возникают трудности в ответах на вопросы «почемучек» не стесняйтесь сказать ребенку, что вы не знаете ответа. Предложите вместе поискать ответ энциклопедии или интернете.

Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение шестого года жизни.  Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий - лучше знакомится с числами и т.д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуальные решения. Однако  взрослые должны знать, что если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности речевого развития,  значит  нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями.

Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе  представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особыми свойствами, связанные  с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка.  Поэтому, поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности). Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките ребенка к чистке его одежды.

При выборе игрушек важно понимать, что даст она Вашему ребенку что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.          

         Необходимо познавательные устремления детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень много, они разные. Предлагаем Вам некоторые из таких игр.

Очевидная надпись

Цели: пробуждение любопытства, обеспечение возможности переживания  успеха, совершенствование чувственного восприятия.

Ход игры

Вы пальцем рисуете на ладони (спине, плече) ребенка геометрические фигуры (предметы, буквы, цифры), а он отгадывает,  что вы нарисовали (написали).

Что я делаю?

Цели: развитие любознательности, воображения.

Материалы: Метла, веник или любой другой предмет, для которого вы сами можете придумать много вариантов использования не по назначению.

Ход игры:

Игра проводится во время семейных посиделок, детских праздников. Игроки садятся по кругу. Без слов, по очереди каждый игрок должен показать, в качестве чего можно использовать тот, или иной предмет. Кто первым из зрителей догадается, о чем идет речь, должен об этом сказать. (Например, можно использовать метлу в качестве скаковой лошади, партнера по танцам, костыля).

«Что я видел не скажу, а что делал покажу».

Цели: развитие воображения, любознательности.

Ход игры

Ведущий показывает, какое либо действие без слов, а игроки отгадывают, что он делает (например, ест яблоко (кашу), пьет, читает, рисует и т.д.). Отгадавший становится ведущим.

 

свернуть

НАЙДИ НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ ИЛИ РАЗВИВАЕМ ВООБРАЖЕНИЕ РЕБЕНКА

Один из важнейших показателей креативности — развитое воображение. Богатое воображение позволяет вырваться из рамок сиюминутной реальности, создать небывалые образы, унестись в будущее, взглянуть на окружающий мир по-новому, нестандартно, творчески. Предлагаемые ниже упражнения не требуют никаких специальных методических пособий или стимульных материалов и могут проводиться с детьми в условиях самой обычной квартиры с применением самых обычных предметов. Эти упражнения помогут ребенку тренировать все основные функции воображения, отрабатывать приемы и навыки развития фантазии, осваивать способы конструктивного преобразования действительности. Со стороны родителей потребуются лишь заботливое внимание и умеренная помощь. Нужно поощрять ребенка выполнять задание разными способами, не спешить и над каждым поработать основательно. И тогда детское воображение может стать поистине творческим и активно преобразующим мир. Важнейший девиз в процессе этой работы — «Найди необычное в обычном!»

Упражнение 1.«Тайна под покрывалом»

Ребенок отворачивается. Берется какой-нибудь предмет достаточно сложной формы (статуэтка, цветок в горшке, кукла и т.д.) и накрывается мягкой тканью. Ребенок должен назвать по меньшей мере три предмета, которые могут находиться под тканью. Если он затрудняется, можно предложить ему осторожно ощупать предмет через ткань.

Упражнение 2.«Путешественник»

Ребенку завязывают глаза. Вместе с родителем он должно «попутешествовать» по квартире, ощупывая встречающиеся предметы и называя их.

Упражнение 3. «Кляксы»

Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше пяти предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Родителям следует обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо ребенком. Лучше, если это будут не только, например, животные, а совершенно разные предметы и существа. Нужно поощрять ребенка смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать. Нанесите на лист несколько клякс и попросите ребенка дорисовать эти кляксы до каких-то узнаваемых образов. Будет особенно хорошо, если ребенку удастся объединить эти образы в цельную картину.

Упражнение 4.«Новый способ применения предмета»

Ребенок закрывает глаза, а потом по команде мамы открывает их и называет первый предмет, попавший в его поле зрения. Задание — найти что-то необычное в этом обычном предмете. Например, назван стул. Задание — найти новый, необычный способ использования этого обычного предмета. На стуле можно сидеть. А еще как можно использовать стул? Стоит предложить ребенку придумать несколько способов применения таких предметов, как стол, пластиковая бутылка из-под газировки, линейка, пустая коробка и т.д. Лучше дать ребенку эти предметы в руки, чтобы он мог ими манипулировать.

Упражнение 5.«Что оттуда видно?»

Мама просит ребенка представить, что у всех предметов в комнате появились глаза. Что в таком случае они могли бы увидеть, а что оказалось бы недоступно для их наблюдения? Важно помочь малышу сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы он представил себе места, видимые воображаемому гномику или великану, но недоступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа). Желательно, чтобы ребенок объяснил, почему тот или иной предмет «не видит» какую-то часть комнаты и другие предметы. Умение поставить себя на иную пространственную точку зрения способствует не только развитию воображения, но и пониманию позиций (точек зрения) других людей, а также помогает преодолению эгоцентризма, характерного для многих первоклассников.

Упражнение 6.«Превращения предмета»

Самая простая вещь может оказаться необыкновенной, если посмотреть на нее по-новому. Так, скажем, стандартный (но перегоревший) электрический чайник может стать лейкой для цветов, аквариумом или местом для хранения авторучек и карандашей. Во что еще можно превратить чайник? А блюдце, половник, мясорубку? Целенаправленное «превращение» предметов с поиском большого числа вариантов способствует росту активности воображения.

Упражнение 7.«Сочинение сказок»

Ребенка просят назвать любые семь слов, которые, по его мнению, могут встретиться в сказке. Мама их записывает, а затем ребенку нужно сочинить сказку, в которой эти семь слов должны обязательно встретиться. В простом варианте слов может быть три.

Упражнение 8.«Встреча сказочных героев»

Пусть мама и папа независимо друг от друга назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Ребенку нужно придумать и рассказать короткую историю, в которой действовали бы оба эти героя.

Упражнение 9.«Общая сказка»

Игра с мамой в сочинение общих сказок. Один «кусочек» сказки придумывает и рассказывает мама, а потом ребенок продолжает. Если в семье есть еще братья и сестры — тем интересней. Тогда можно сочинять сказку по кругу. При этом совсем не обязательно останавливаться на одном круге. Можно пройтись три-четыре раза.

Упражнение 10.«Домашний театр»

Ребенку предлагается вообразить, что он превратился в: 1) тигра, который пробирается в джунглях;

2) робота;

3) парящего над скалами орла;

4) королеву Франции;

5) инопланетянина;

6) кипящую кастрюлю;

7) авторучку, в которой кончились чернила;

8) букву А;

9) цифру 8.

Нужно изобразить персонаж в движении. Задания можно написать на карточках и раздать членам семьи. После показа остальные должны угадать, что показано.

Упражнение 11.«Фантастический рисунок»

В семье можно устроить конкурс на самый оригинальный рисунок. Пусть и папа, и мама, и все дети попробуют нарисовать, как может выглядеть: животное с другой планеты; самый необычный домик; злой волшебник в детстве; грустный компьютер; хитрость и т.п.

Большинство из приведенных упражнений нацелено на развитие различных способностей и могут использоваться неоднократно и по-разному. При регулярном их применении творческий потенциал детей может значительно возрасти. Разумеется, эти упражнения далеко не исчерпывают всех возможностей развития креативности детей с помощью родителей.

свернуть

Если ваш ребенок проявляет агрессию

Если ребенок начал проявлять агрессию:

  • Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные и близкие не должны проявлять агрессию.
  • Старайтесь не конфликтовать, направляя интерес ребенка в другое русло.
  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на этом внимание окружающих

Как бороться с агрессией?

Терпением.  Объяснением.  Отвлечением.  Неторопливостью наказания.  Наградами.

Правила родительского поведения, способствующего

снижению детской агрессивности:

1.Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение.

  1. Свои собственные агрессивные реакции на какие-то события не переносите на ребенка.
  2. Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.

4.Не унижайте и не оскорбляйте ребенка, особенно при посторонних.

5.Адекватно оценивайте возможности ребенка.

6.Умейте идти на компромисс.

7.Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которым согласны все, кто участвует в этом процессе.

Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:

- помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;

- учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;

- учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;

- учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физической агрессией;

- стремитесь использовать чувство юмора, объяснять ребёнку, склонному к агрессии, следующее: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».

Стратегия на переключение состояния

Стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное.

Используйте новизну, необычность, неожиданность игривого и неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.

Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:

у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные;

у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.

 

И самое главное –

любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий!

свернуть

Основные положения материнской любви к ребенку

14.10.2020

Основные положения материнской любви к ребенку

Материнство – это не только безграничная и безоговорочная любовь к своему ребенку, но и особая ответственность, которая ложится на плечи женщины. Ответственность эта заключается в понимании того, что такое материнская сила, как поведение матери влияет на формирование личности ребенка, как нужно проявлять внимание к самой себе.

Чем материнство так отличается от других ролей? Быть матерью – это полностью отказаться от своих желаний или же все же женщина, родившая ребенка, имеет право жить так, как она считает нужным?

Мама – это безопасность

Мама – это единственный человек, находясь рядом с которым ребенок испытывает наибольший комфорт и спокойствие. В присутствии матери ребенок чувствует себя под ее защитой, поэтому расслабляется и не боится быть самим собой. Под посторонних людей ребенку постоянно приходится подстраиваться, адаптироваться, а когда рядом мама, ему не страшно показаться смешным или нелепым.

Подпитываясь ощущением безопасности, которое обеспечивает ему мать, ребенок постепенно учится строить собственные отношения с миром. Он перестает бояться насмешек и осуждения, а также возможности совершать ошибки. Это бесценный опыт.

Мама – это гарантия полноценного детства

Мама является не только гарантом безопасности ребенка, но и обеспечивает ему еще одну защиту – защиту его права быть ребенком. Дети, рядом с которыми находится мама, не боятся бегать, прыгать, играть, быть активными и заниматься обычными «детскими» делами, среди которых непременно есть и шалости. Ребенок, растущий рядом с матерью, может позволить себе познавать окружающий мир любыми доступными ему способами, поскольку мама защищает его от внешнего мира, дает ему сполна насладиться прелестью беззаботного детства и не торопит взрослеть.

Мама – это жизненные ценности

Жизненные приоритеты, ценности, поведение и привычки ребенка формируются в соответствии с родительским поведением. Поскольку ближе всего ему мама, именно ее поведение существенно влияет на формирование у ребенка стереотипов того, как нужно себя вести.

Если мама на детской площадке курит и пьет пиво, а спустя несколько лет будет объяснять своему ребенку, что курить и пить – плохо, ребенок ее попросту не поймет, ведь в его сознании уже укрепилась мысль, что такое поведение нормально.

Важно не только то, что делает мать, когда ребенок рядом, но и то, как она себя ведет без него. Поэтому каждой матери важно научиться смотреть на себя со стороны, чтобы понимать, какой видят ее дети.

Мама – это модель взаимоотношений

Дети в большинстве случаев «забирают себе» модель родительских отношений, поэтому наиболее вероятно, что если у матери был счастливый брак, то и дочь последует этому примеру.

Матери всего лишь нужно быть такой женщиной, какой она желает видеть свою дочь в будущем, или такой, какую хочет видеть рядом со своим сыном.

Дети удивительно тонко чувствуют взаимоотношения между родителями, даже если с виду кажется, что они еще ничего в этом не понимают. Ни одна недовольная гримаса, ни одно сказанное в сердцах плохое слово, ни одна попытка соврать не проходят мимо детей. Они все прекрасно видят, чувствуют, а впоследствии копируют.

Мама – это любовь

Рекомендации для истинно любящей матери:

  1. Никогда не относитесь к ребенку как к предмету своей собственности, ребенком нельзя владеть. Он входит в мир, благодаря Вам, но не принадлежит. Любите его, но никогда не владейте им. Если мать начнет владеть ребенком, его жизнь станет несчастной. Вы разрушаете его личность, Вы превращаете его просто в вещь. Владеть можно только вещью, но никогда нельзя владеть человеком.
  2. Относитесь к ребенку так, как Вы относитесь к взрослому. Никогда не относитесь к нему как к несмышленышу. Проявляйте к ребенку глубокое уважение. Очень непросто уважать ребенка. Очень легко его унизить. Унижать ребенка легко, так как он беспомощен. Если Вы уважаете ребенка, Вы не будете пытаться навязывать свои воззрения. Просто дайте ему свободу, свободу познать мир. Помогайте ему становиться уверенным в этом познании. Дайте ему энергию, обеспечьте ему защиту и безопасность: это все, что ему нужно. Помогите ребенку стать осознающим, разумным, но не командуйте им. Любите, уважайте, помогайте таким образом, чтобы не мешать ребенку.
  3. Дети – самостоятельные души, которые пришли в эту жизнь решать свои, а не родительские задачи.
  4. Пересмотрите свою систему ценностей. Самое главное в жизни – это вы сами, и мужчина – это начало начал, это центр вашей вселенной. На втором месте - ваши отношения, то Пространство Любви, которое рождается в ваших отношениях. А дети только на третьем месте! Утвердите в своем сознании и в своей жизни эти ценности именно в этой последовательности, и вы увидите обыкновенное чудо – удивительные преображения в вашей жизни и в жизни ваших детей.  
  5. Займитесь собой, своим здоровьем, своими отношениями с мужчиной. Не забывайте: детям можно дать только то, что имеешь сам, чем больше счастья у родителей, тем больше его у детей. Всегда нужно помнить, что счастье детям могут дать только счастливые родители.

«Материнство – это самая большая ответственность в мире

Материнство – это большое искусство, и ему необходимо учиться»

 Поздравляем наших читательниц с Днем Матери! 

 

свернуть

Агрессия – не подавляем, а предотвращаем

11.09.2020

Хотим мы этого или не хотим, но агрессия - это форма поведения, которая присуща каждому человеку на уровне инстинкта самозащиты и выживания. С возрастом агрессивное поведение человека не исчезает, просто оно преобразуется в способы реагирования, которые считаются нормальными в обществе. Очень сложно приходится тем людям, которые не смогли научиться контролировать инстинкты.

Агрессия - это естественная для человека реакция на определенные раздражители, поэтому необходимо понять, что в детях ни в коем случае нельзя подавлять такие импульсы, так как это может привести к самым непредсказуемым последствиям вплоть до психических расстройств.

Конечно, можно попробовать огородить вашего малыша от негатива. Для этого придется полностью изолировать его от общества, лишить возможности просмотра фильмов или передач, в которых есть хотя бы намек на насилие, не давать ему информацию о реальном мире. Насколько это возможно? Даже если вы сумеете реализовать такие запреты, не факт, что ребенок не будет агрессивен.

Для нормальной социализации дошкольника необходима профилактика этого инстинктивного поведения, а именно: Для начала поищите причину агрессии в самом ближайшем окружении – в семье. Очень часто такое поведение вызвано самой элементарной ревностью ребенка. По этой причине ваш малыш должен знать что он, безусловно, любим. Никогда и никаким образом его нельзя унижать. Необходимо воспринимать его как личность.

Дети - это зеркало семейных отношений, поэтому держите под контролем способы общения в доме и не позволяйте ребенку быть свидетелем ваших ссор и активных споров.

Учите малыша рассказывать, что его разозлило или на что он обижается, иначе свои чувства он будет выражать при помощи отвратительного поведения.

Если вам не удалось предотвратить такого проявления, возьмите ребенка на руки, обнимите, приласкайте, прижмите к себе – он почувствует вашу добрую силу, поймет, что вы сможете удержать его агрессию, а значит, и он сможет и со временем научится контролировать свое поведение.

Хвалите детей за хорошие поступки и старайтесь объяснить, что капризами невозможно достигнуть желаемого.

Говорите с ребенком о его проступках наедине, не унижая и не оскорбляя.

Отдайте своего малыша в спортивную секцию, где он сможет получить эмоциональную разрядку и научится быть уверенным в себе.

Подберите малышу занятие по его наклонностям, чтобы положительные эмоции брали верх над негативными проявлениями.

Самое главное - построить отношения с ребенком таким образом, чтобы он всегда был уверен в вашей любви. Тогда он сможет без стеснения обратиться к вам за помощью, а не будет по поводу и без повода размахивать своими кулачками.

Помогите своему маленькому человечку превратить энергию своей агрессии в энергию развития и совершенствования.

свернуть

Адаптация

02.07.2020

Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду»

Детский сад — это не только новое окружение, новая обстановка, новые люди. Это и первое расставание ребенка с близкими людьми, и, следовательно, первое большое испытание, которое он встретит са­мостоятельно. Малышу надо приспособиться к новому ритму и тре­бованиям воспитателя. Чтобы стресс не был болезненным и не затя­нулся на долгие недели, необходимо разумная и последовательная помощь родителей.

Как надо готовить ребенка к поступлению в детский сад

  1. Свое решение о посещении детского сада сообщить ребенку с ра­достью, преподнести ему это как награду.
  2. Готовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим.
  3. Покупать вещи для детского сада вместе с ребенком. Заботиться о том, чтобы вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь — на липучках или на молнии.
  4. Заранее узнать режим дня в дошкольном учреждении и организо­вать похожий режим дома.
  5. Отправлять в детский сад ребенка лишь при условии, что он здо­ров. Повысить роль закаливающих мероприятий.
  6. Как можно раньше познакомить ребенка с детьми и воспитателя­ми в детском саду, куда он скоро придет. Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
  7. Учить ребенка всем необходимым навыкам самообслуживания.
  8. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступле­ния в детский сад.
  9. Продумать, кто будет приводить и уводить ребенка.
  10. Планировать свой отпуск так, чтобы не оставлять ребенка первое время на целый день в детском саду. Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.
  11. Накануне напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и отве­тить на все вопросы ребенка.

 

Как надо вести себя с ребенком, начавшим посещать детский сад

  1. Не оставлять его на целый день в детском саду, пораньше забирать домой.
  2. Создавать для него спокойный климат в семье, уменьшить нагруз­ку на нервную систему.
  3. На время прекратить походы в цирк, театр, гости.
  4. Обеспечить в выходные дни дома для него такой же режим, как и в детском саду.
  5. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.

 

 

Чтобы адаптация к дошкольному учреждению  была легкой…

 Советы родителям

 

Очень многие родители сталкиваются с трудностями привыкания ребёнка к детскому саду. Между тем избежать всех этих сложностей довольно легко, потребуется только немного времени и мамино желание.

 

  1. Отдавайте ребёнка в дошкольное учреждение не исходя из его возраста, а исходя из его готовности. Это в идеале, а на практике, увы, мы отдаём малышей в садик либо когда у мамы закончился оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком, либо, что встречается ещё чаще, когда подошла наша очередь в детский сад. Но если соблюсти первое правило лёгкой адаптации не всегда в наших силах, то соблюдение остальных правил зависит только от родителей.
  2. Начинайте подготовку к дошкольному учреждению за несколько месяцев до поступления. Обычно происходит наоборот. Все знают, что ребёнку нужна подготовка к школе, а вот подготовкой к садику пренебрегают. А ведь это первый этап социализации, первый шаг вашего малыша в коллектив сверстников. И насколько он будет успешным, настолько успешно пойдёт и дальнейшая его жизнь – школа, институт, работа, семья.
  3. Укрепляйте иммунитет ребёнка. В детский сад приходят детишки из разных семей и приносят с собой вирусы и бактерии, которые для вашего малыша окажутся новыми и незнакомыми. Если иммунная система детского организма достаточно крепкая, то ей не составит особого труда противостоять патогенным микробам. Даже учитывая большую эмоциональную нагрузку, связанную с новыми впечатлениями, закалённый ребёнок имеет гораздо меньше шансов заболеть, чем изнеженный.
  4. Больше общайтесь. Возможно, вы не слишком общительны по натуре и даже для прогулок с малышом выбираете уединённые тропинки в парке. Но если вы хотите, чтобы вашему ребёнку в детском саду было легче адаптироваться, то вам придётся пересмотреть свой образ жизни и присоединиться к мамам на детской площадке. Будьте активнее, ходите с ребёнком в гости, приглашайте гостей к себе домой, заводите новые знакомства.
  5. Научите ребёнка навыкам самообслуживания. Частенько детишки в первые дни в детском саду не умеют ни ручки помыть, ни ложку держать, ни горшком пользоваться. Некоторые родители считают, что научить этому ребёнка – прямая обязанность воспитательницы. Но ведь всё новое для ребёнка – это стресс, а тут ещё приходится новые умения осваивать! Неудивительно, что многие детки от всего этого начинают регрессировать, то есть забывают даже то, что умели. Гораздо лучше прививать новые навыки в спокойной домашней обстановке – ребёнку и усвоить их будет проще, и в садике будет легче.
  6. Отучите малыша от груди и от соски.Сейчас очень развита практика долгокормления и это отлично. Но представьте: ребёнок привык получать мамину грудь в определённое время, а тут мало того, что всё вокруг незнакомое, так ещё и привычной груди рядом нет. Лишнее беспокойство, лишний стресс, лишние капризы… Если вы непременно хотите сохранить грудное вскармливание, то ещё до садика постепенно переведите часы кормлений на вечернее время.

От пустышки лучше отказаться уже после шести месяцев жизни, но если не получилось, перед садиком этот процесс активизируйте. Некоторые мамы считают, что пустышка успокоит малыша в первые дни в детском саду, но не учитывают, что таких малышей там много и их вполне может заинтересовать ваша соска. А так как у маленьких детей ещё не слишком развиты понятия «моё-чужое», пустышка побывает в ротиках у половины группы, вот вам и обмен бактериями! Для успокоения лучше дать ребёнку с собой небольшую мягкую игрушку и представить всё так, что в детский сад идёт именно игрушка, а ребёнок её ведёт и помогает освоиться.

  1. Играйте дома в детский сад. Самый понятный для ребёнка способ обучения – это игра. И если правильно организовать этот процесс и ежедневно проигрывать все ситуации, с которыми предстоит столкнуться малышу в детском саду, то в реальности он уже будет знать, как вести себя в том или ином случае. Это ведь так просто – попробуйте!
  2. Познакомьте ребёнка с воспитательницей. Одно дело – идти в детский сад к совершенно незнакомой тёте воспитательнице и совсем другое – к Марье Петровне, которую малыш уже видел и знает. Не поленитесь – найдите время, узнайте, какая воспитательница будет вести вашу группу и обязательно представьте их с ребёнком друг другу. Этот простой поступок в будущем сохранит вам много нервных клеток – проверено опытом.
  3. Сделайте режим дня и меню вашего ребёнка максимально похожими на режим дня и меню в детском саду.Кто-то скажет: ну какой дома режим, пусть малыш пока отдыхает от всяких распорядков. А режим по-любому вырабатывается, хотите вы того или нет, но ваш малыш приучается в определённые часы спать, просыпаться, кушать. И если эти часы кардинально отличаются от принятых в детском саду, туго ему придётся в первые дни.

Допустим, вы с малышом привыкли просыпаться в 9 утра, завтракать в 10, а на прогулку выходить в 11. А в садике в 8 уже завтрак начинается и чтоб к нему успеть, встать нужно часов в 7. Одного этого обстоятельства достаточно, чтобы вашему ребёнку в детском саду не понравилось: он не выспался, не стал завтракать, так как ещё не проголодался – биоритмы нарушены и малыш заболевает. То же самое касается и меню – если ваш ребёнок не приучен к супчикам и запеканкам, то в садике он просто откажется их пробовать.

 

  1. Включите в маршрут ваших прогулок дорогу до детского сада. Изучите ориентиры, которые попадаются вам на пути. Подойдите к вечерней прогулке и посмотрите, как родители забирают из садика своих детишек.

А теперь представьте: вы несколько месяцев до поступления в детский сад придерживались всех этих нехитрых правил. Наконец настал день первого посещения. Ваш ребёнок просыпается в своё обычное время, идёт по изученной дороге, приходит к знакомой тёте-воспитательнице и попадает в атмосферу, уже привычную по ежедневной игре в детский сад.

Или так: вы поднимаете ребёнка раньше, чем обычно, приводите в незнакомое место и оставляете среди чужих ему людей. А поскольку для малышей понятие о времени размыто, он может вообразить, что вы оставили его тут навсегда.

Как тут не испугаться, не заплакать и в итоге не заболеть?!

Как видите, дорогие родители, лёгкой или тяжёлой будет адаптация к детскому садику для вашего ребёнка, зависит исключительно от вас.

 

свернуть

Как приручить свои эмоции?

12.06.2020

 Очень простые способы, которые каждый может опробовать на собственном опыте:

Спортивные занятия: самую полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.

Физический труд: стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т.п.

Природа: прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

Созерцание огня: говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии - огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака.

Контрастный душ: заставляет мышцы попеременно расслабляться и напрягаться, а мышечное расслабление, как известно, хороший способ снять психическое напряжение.

Проекция негативных эмоций на посторонние предметы: выразить свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочки газету, поколотив подушку, выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.

Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и "буйную".

Покричать то громко, то тихо, спеть громко любимую песню.

Высказаться, озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют.

Смех и плач - отличное средство защиты нашего организма от психических перегрузок. Смех является своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи дробят опасный поток импульсов.

 

свернуть

Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

09.12.2019

Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 года № 18 «О дополните

Родителям о выполнении Декрета Президента РБ № 18 от 24.11.2006г.

 

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей издан Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

       Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

Ребенок, находящийся в социально опасном положении – это лицо в возрасте до 18 лет, которое находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям, предъявляемым к его воспитанию или содержанию.

К несовершеннолетним нуждающимся в государственной защите относятся дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, признанные комиссией по делам несовершеннолетних из числа детей, находящихся в социально опасном положении.

   Государственные органы, органы внутренних дел, медицинские учреждения, ЖЭК, граждане, располагающие сведениями о детях, находящихся в социально опасном положении, обязаны немедленно сообщать об этом руководителю дошкольного учреждения, в социально-педагогическую и психологическую службу дошкольного учреждения, орган опеки и попечительства.

       В соответствии со ст. 67  Кодекса РБ о браке и семье, воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, если ребенок находится в социально опасном положении.

     Обязанности  родителей в отношении детей определены  в ст.ст. 65 (права и обязанности семьи), 73 (обязанности родителей по защите прав и законных интересов ребенка), 74 (место жительства), 75 (воспитание детей), 90 (пределы полномочий родителей в управлении делами ребенка) Кодекса о браке и семье.

 

Оценка риска семейного неблагополучия несовершеннолетнего:

  • Ненадлежащий досмотр ребенка, отсутствие родителей;
  • Частое отсутствие в дошкольном учреждении ребенка без уважительной причины;
  • Неопрятный внешний вид ребенка, отсутствие сезонной одежды;
  • Эпизодически  нетрезвое состояние родителей;
  • Несвоевременно  оплата за  дошкольное учреждение;
  • Следы побоев у ребенка;
  • Жестокое обращение с ребенком.
  • Антисанитарное состояние квартиры;
  • Факты бытового пьянства;
  • Наличие долга за коммунальные услуги;

Основные направления деятельности по выявлению несовершеннолетних,

находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите.

      Для счастливого детства, благополучного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, успешная семья, способная обеспечить основное, базовые потребности ребенка.

         Однако, к сожалению, далеко не все родители осознают свою ответственность за воспитание и содержание детей и обеспечивают им достойный уровень жизни.

          Для более точного понимания данной проблемы рассмотрим критерии социально опасного положения несовершеннолетнего.

Критерии и показатели неблагополучия семьи

Критерии

Показатели

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

Родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи.

Родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста.

Родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая  территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара.

Родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью.

Родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения).

2. Родителями  не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления.

В отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (детей) привлечен к административной либо уголовной ответственности.

3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или)  жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

В отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса республики Беларусь об административных правонарушениях.

В отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия.

Установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.

Дошкольное учреждение выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:

  • изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье (посещение семьи на дому);
  • анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;
  • анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
  • учета посещения несовершеннолетними дошкольного учреждения;
  • контроль  за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними;
  • проводят воспитательно-профилактическую работу с несовершеннолетними, их родителями;
  • поступление информации о несовершеннолетнем из других источников (органы внутренних дел, медицинские учреждения, ЖЭК, отдел опеки и попечительства)

 

 

свернуть