Советы учителя-дефектолога

Логопедические занятия в домашних условиях. Советы для родителей

Логопедические занятия в домашних условиях. Советы для родителей

Когда можно заниматься с ребенком самостоятельно, а когда лучше обратиться к специалисту?

Если у ребенка есть проблемы с речью, его обязательно нужно показать специалисту. Не надо ждать, пока малышу исполнится 3, 5 или 7 лет – чем раньше вы обратитесь за помощью, тем лучше. Логопед проведет диагностику и составит план коррекции выявленных нарушений.

Эффективная коррекция речевых дефектов включает регулярное посещение логопеда в детском саду, школе, поликлинике (обычно 2-3 раза в неделю) и самостоятельные занятия со специалистом или родителями на дому. Если проблемы незначительные, например, ребенок не выговаривает 1-2 звука, то иногда исправить их можно самостоятельно. Но, за подбором упражнений и пособий лучше обратиться к специалисту.

А если речевых нарушений у ребенка нет, но вы хотите расширить его словарный запас, научить читать, красиво и грамотно говорить, то вы можете заниматься с ним сами. Для этого подойдут различные речевые упражнения, логопедическая ритмика, артикуляционная гимнастика, логопедические игры, например «На что похож звук?» или «Назови первый звук в слове».

О чем нужно позаботиться, организуя домашние занятия ребенка с логопедом?

  • место для проведения занятий 
  • мебель 
  • оборудование

Если ребенок посещает логопеда, например, в детском саду, поговорите со специалистом и попросите дать вам упражнения для домашних занятий. Это повысит эффективность логопедической работы. На групповых занятиях зачастую нет возможности уделить каждому ребенку достаточно времени, а для выработки и закрепления правильных речевых навыков некоторые упражнения нужно повторять многократно.

Самостоятельно проводя логопедические занятия дома, придерживайтесь следующих принципов:

  • Продолжительность занятия должна быть не больше 10-15 минут с детьми до 4 лет, с детьми 4-5 лет — 20-25 минут, с детьми старше 5 лет — 25-30 минут. Если вы не укладываетесь в эти рамки, дайте ребенку отдохнуть, а затем вернитесь к упражнениям.
  • Заниматься нужно регулярно и желательно в одно и то же время. Артикуляционную гимнастику выполняют по 5-7 минут каждый день, упражнения по автоматизации звуков – по 5-7 минут 2-3 раза в день. Развитием мелкой моторики тоже можно заниматься ежедневно. Выполнению упражнений на развитие связной речи, закрепление лексических и грамматических норм обычно отводят 2-3 дня в неделю.
  • Занятия должны проходить в доброжелательной и непринужденной обстановке. Важно использовать игровые формы работы, чтобы ребенку было интересно. Если малыш заболел, у него плохое настроение, лучше отложите занятие на потом

свернуть

Консультация для родителей "Движение и речь"

Движение и речь

Подготовила:

 учитель-дефектолог А. О. Козлова

  1. Упражнения с пальчиками.

-упражнения для массажа или самомассажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)

-упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки, веточки, палочки от чупа-чупсов, фантики от конфет, манка, мука, кофе, крем, скраб, скрепки, грецкие орехи, фундук и т.д.)

-упражнения без предметов, например:

Пальчиковая гимнастика «Белка».

Сидит белка на тележке,

 (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(Загибать пальчики, начиная с большого.)

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

 (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга.)

  1. Упражнения с мячом.

-игры на развитие ориентировки в пространстве: «Брось мяч влево, вправо»; «Кидай мяч соседу слева, справа»; «Бросай мяч вперед, назад»; «Прокати мяч вокруг себя» и т.д.

-игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов: «Стукни ладошкой по мячу, когда услышишь звук А»; «Сколько звуков я назову, столько раз брось мячом об пол»; «Мяч поймай – слово называй» и т.д..

-игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов): «Я знаю три названия животных»; «Скажи ласково»; «Кто чем занимается»; «Из чего сделано»; «Третий лишний» и т.д.

  1. Обыгрывание детских песенок («Во поле береза стояла», «Мишка», «Песенка крокодила Гены» и т.д.)

Как организовать логопедические занятия дома?

Рекомендации для родителей

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком.

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

■   Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

■   «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «По­суда», «Мебель» и т. п.).

■   Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы не­больших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транс­портных средств, кукольную посуду и т. д.

■   Разрезные картинки из двух и более частей.

■   Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (кра­сочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.)Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою«коллекцию».

■   Для развития мелкой моторики приобретите: пла­стилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.

■   Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий

  1. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая.
  2. Все занятия должны строиться по правилам игры!
  3. Длительность занятия без перерыва не должна пре­вышать 15-20 минут!
  4. Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует!
  5. Знакомьте ребенка с детской литературой!
  6. Пользуйтесь наглядным материалом!
  7. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
  8. Не употребляйте слово «неправильно»! 

свернуть

Консультации для родителей "Если ребенок плохо говорит"

Консультации для родителей

Если ребенок плохо говорит

Подготовила  учитель-дефектолог  А.О. Козлова

Консультация для родителей

«Если у вас неговорящий или мало и плохо говорящий ребенок»

             Если ваш ребенок испытывает трудности в речевом развитии, необходимо ему помочь их преодолеть. В первую очередь работа с малышами предполагает:

Наличие у ребенка потребности говорить. Необходимо создать такие условия, в которых у ребенка появится желание произносить одни и те же звуки неоднократно.

  1. Развитие эмоционального общения со взрослым. Ребенок не станет повторять за взрослым, если не налажен эмоциональный контакт. Для нормального речевого развития малыша общение должно быть: значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и обязательно побуждать к ответу.

Особая роль здесь отводится эмоциональным играм, в которых инициативу берет на себя взрослый. Проведение таких игр требует соблюдения нескольких условий:    

  • взрослый должен проявлять большую заинтересованность в игре
  • активно взаимодействовать с ребенком
  • сопровождать игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. 

Это простые, хорошо знакомые игры, которые помогут установить эмоциональный контакт и нас-троить на общение («Лови мячик», «Дай ручку», «Киса, киса, брысь!»). В них от ребенка не требуется речевой активности и не вызывают у малыша негативную реакцию. При этом речь должна быть эмоциональной, четкой и немногословной.

  1. Развитие общего подражания обязательно должно предшествовать речевому. Значение создания потребности подражать речи в качестве важнейшего пускового момента в возникновении речи отмечается всеми специалистами, занимающимися с задержанными в речевом отношении детьми. Только на сформированном общем подражании движениям и действиям начинается собственно речь ребенка. Последовательность развития общего подражания от простых движений к сложным: начинают с отдельных простых, а затем и нескольких движений (например, игра-стишок «Мишка-косолапый»)

Следующим этапом учат выполнять действия с предметами и игрушками (можно с собственными пальцами.Например, игра «Сорока-ворона кашку варила»).

  1. Развитие слухового восприятия нужно развивать с первых дней жизни. 

Родителям важно научить детей слушать. Для этого желательна следующая последовательность: сначала пробуждение интереса к звукам окружающего мира (шуршание листьев, шум дождя, лай собаки, потом подключаются звуки, исходящие от предметов и материалов (тиканье часов, звон стекла, скрип двери, «домашние» звуки (холодильника, телефона, транспортные звуки (сигналы машин: гул самолетов, скрип тормозов, звуки детских музыкальных игрушек и инструментов.Очень важно учить различать неречевые звуки (бубен, барабан или погремушка; шуршит бумага или журчит вода и т. д.); громкие и тихие, разные по силе и высоте звуки; развивать умение определять источник звука, улавливать ритм и только потом переходить на развитие речевого слуха, постепенно приучая дифференцировать неречевые и речевые звуки, в том числе и звукоподражания.

  1. Не обойтись при становлении речи и без развития дыхания, сначала физиологического, а потом речевого. Приступая к развитию физиологического дыхания, подбираются игры на выработку сильного ротового выдоха: малышей учат плавно дуть на бумажных бабочек и вертушки, сдувать осенние листочки, удерживать выдохом кусочки ваты над головой, выдувать через трубочку мыльные пузыри из стакана и даже катать сильной воздушной струей по столу карандаши.
  2. Развитие моторики рук.  Родителям важно знать, насколько подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют и ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт многих поколений, но и многие исследования наших физиологов, доказавших прямое влияние двигательных импульсов от пальцев рук на формирование речевых зон и коры головного мозга в целом. Это определяет некоторую последовательность в развитии движений рук: хватание, соотносящие движения, подражание движениям рук и только потом переход к более тонким движениям кистей и пальцев рук.
  3. Подключение упражнений для органов артикуляции, которые активно участвуют в оформлении речи. Цель артикуляционной гимнастики является стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ и языка. На этом этапе не надо добиваться качества выполнения этих упражнений.

Чтобы четко понимать содержание работы с безречевым ребенком, родителям нужно четко знать, что:

для овладения речевой деятельностью должны сформироваться две важнейшие способности; способность понимать сказанное и собственно сама способность говорить. Любой сбой в развитии этих основных речевых функций неминуемо влечет за собой задержку речи.

Ключевым моментом системы «запуска» речи можно рассматривать одновременное воздействие на процессы совершенствования как понимания речи, так и формирования собственной речи ребенка.

Для стимулирования появления речи именно родительская активность становится незаменимой помощью логопеда. На этом этапе важнейшим фактором становится правильное поведение в отношении ребенка:

а) создание речевой среды, предполагающей постоянный разговор с ребенком, многократное проговаривание всех бытовых ситуаций. Это касается одевания, раздевания, прогулки, завтрака, обеда, приготовления еды и т. д. 

ВАЖНО говорить в замедленном темпе, не спеша, чтобы ребенок мог не только услышать, но и осознать говоримые ему слова, а также увидеть движения органов артикуляции взрослого при говорении.  

б) накопление пассивного словаря. Родителям важно взять за правило комментировать всё, что вы делаете, а некоторые слова произносить и по несколько раз. При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. 

в) основной «пусковой» момент появления речи – общение. Важно постепенно приучить всех, кто близко общается с ребенком, использовать любую ситуацию для общения с ним. Со стороны всех близ-ких в семье должен быть единый подход. Нельзя подавлять речевую, игровую инициативу ребенка. 

Родители должны стараться любыми обстоятельствами «спровоцировать» малыша на ответ, поощрять любую речевую реакцию. Задавайте ребёнку такие вопросы, на которые обязательно должен следовать его ответ. Прикиньтесь, что вы будто бы не расслышали, провоцируя его таким образом Вам ответить. При этом, спрашивая о чём-либо своего ребёнка, повернитесь к нему лицом и чётко артикулируйте те слова, которые Вы хотите услышать в ответ. (Например, Ваня, ты будешь есть кашу или суп?). Если ребенок не ответит, повторите вопрос, но уже в сокращенном варианте: «Кашу или суп?» «Суп?  «Нет? Кашу?» (Ваша артикуляция (движение губ при произнесении слов) четкая и плавная).

Очень важным является развитие мелкой моторики пальцев ребёнка. Когда Вы заняты приготовлением пищи на кухне, посадите ребёнка за стол, дайте ему какую-либо небьющуюся тару, в которой смешано 2-3 вида круп. Например: горох и фасоль, фасоль и гречка, крупные макароны, фасоль и перловка и т.д. Предложите ему поиграть в игру про Золушку. Просто нужно разделить перемешанные крупы по отдельности. Также не спешите застегивать за малыша пуговицы, крючки и молнии на его одежде. Выделите время в выходной день, когда не нужно спешить в детский сад и на работу и попросите его самостоятельно одеться и застегнуть все пуговицы, молнии, крючки, застёжки и шнурочки самостоятельно. Сначала Вы ему показываете, как это делается, затем помогаете, потом просто наблюдаете за его действиями. Важно проявить заинтересованность в этом действии. Постойте рядом, посмотрите, как он это делает, поощряйте похвалой, подбадривайте словами. Не уходите, не отворачивайтесь, будьте с ребенком рядом во время этого процесса. Ему важно видеть Вашу заинтересованность в происходящем. 

Как можно чаще читайте ему сказки, детские стихи, не забывая при этом про эмоциональность чтения. Это также стимулирует речь ребенка.

Таким образом, вы, родители,  поможете своим неговорящим детям в развитии коммуникативной функции речи.

Желаем   вам   успехов.

свернуть

Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие

02.10.2023

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
 Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две
разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
 С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или
сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
 Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или
счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
 Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для
основы картонку с тонким слоем пластилина.
 Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
 Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести
косички из разноцветных шнурков.
 Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько
восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с
рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно, держать
карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В
деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
 И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные
упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать
рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной.
Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его
движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы
договаривая текст.

свернуть

Роль фонематического слуха в развитии речи детей

09.11.2023

Фонематический слух представляет собой УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ, что является ОСНОВОЙ для понимания смысла сказанного. При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».

Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

Чем чревато несовершенство фонематического слуха? Прежде всего, проблемами с письмом, а в дальнейшем с русским языком. Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме:

— замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался») ;

— слитное написание предлогов («втрех шагах… », «понебу… ») ;

— написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце») ;

— не дописываются окончания слов;

Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Итак, развитый фонематический слух позволяет:

1. Правильно произносить звуки;

2. Четко произносить слова;

3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно) ;

4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

5. Успешно освоить письмо и чтение.

Как правильно развивать фонематический слух

1. Первый этап развития фонематического слуха – развитие восприятия не речевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т. д.)

Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.

Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.

Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.

2 этап – развитие речевых звуков. Здесь предлагается множество интересных и увлекательных игр и упражнений.

Игра "Правильно-неправильно".

1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Пример: Пагон, багон, Вагон, дагон и т. д.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска

Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра «Чудесная удочка»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

Игра «Найди место звука в слове».

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры: Каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

Игра «Придумать слова с заданными звуками»

Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.

По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

свернуть

ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (ПКПП)

15.06.2022
ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) – это форма организации коррекционно – педагогической помощи детям с нарушениями речи.
развернуть

Цель и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи

Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении. Задачами пункта являются: – изучение особенностей психофизического развития воспитанников с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи; – исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития, препятствующих успешному усвоению воспитанником образовательной программы дошкольного образования, предупреждение возникновения вторичных нарушений психофизического развития у обучающихся; – формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения воспитанниками требований образовательных стандартов дошкольного образования; – формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у воспитанников.

Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи

В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно: – фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия) – фонетико-фонематическое недоразвитие речи (дислалия, дизартрия, ринолалия); – нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии); – нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).

Логопедический словарь для родителей

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.

Процесс обучения в пункте коррекционно-педагогической помощи

Обследование и распределение по подгруппам обучающихся с ОПФР, зачисленных на занятия ПКПП, проводятся учителем-дефектологом с 1 по 15 сентября текущего года. В период с 16 сентября по 25 мая (31 мая) текущего года с воспитанниками проводятся занятия. Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2–4 раза в неделю.

Учитель-дефектолог пункта:

– осуществляет изучение индивидуально-типологических особенностей развития каждого обучающегося, зачисленного в пункт, с целью определения оптимальных путей оказания ему коррекционно-педагогической помощи; – распределяет обучающихся с особенностями психофизического развития по группам, подгруппам, определяет необходимость проведения индивидуальных занятий с отдельными обучающимися; – разрабатывает перспективные планы работы (на группу, подгруппу или индивидуальные) по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у обучающихся; – проводит занятия (групповые, подгрупповые, индивидуальные) в игровой и занимательной форме, используя в своей работе эффективные методы, приемы и средства обучения, содействующие повышению познавательной активности и развитию основных психических процессов (внимания, памяти, мышления и других), коммуникативной деятельности; – формирует у детей эффективные способы усвоения учебных умений и навыков; – создает атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического, психологического и нравственного здоровья обучающихся; – несет ответственность за правильную организацию и содержание коррекционно-педагогической помощи обучающимся; – участвует в работе педагогического совета учреждения образования, на базе которого открыт пункт, районных, городских, областных методических объединений учителей-дефектологов; – проводит работу по пополнению пункта раздаточными материалами; – осуществляет связь с законными представителями детей путем участия в родительских собраниях, проведения индивидуальных и групповых консультаций; – консультирует педагогов учреждения образования, структурным подразделением которого является пункт, по вопросу индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, зачисленных на занятиях в пункт, детей, не зачисленных на занятия в пункт, но нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи и поддержке; – соблюдает профессиональную этику, хранит профессиональную тайну, не распространяет сведения, полученные в результате изучения индивидуально-типологических особенностей развития обучающихся, консультационной работы, если это может нанести вред ребенку или его семье; – выполняет другие обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой учителя-дефектолога.

Оказание коррекционно - педагогической помощи осуществляет:

«Сделать так, чтобы простое было интересным, а сложное – доступным»

Учитель - дефектолог Семенидо Инна Александровна

 

 

Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся с ОПФР.

Продолжительность занятий для воспитанников с ОПФР составляет:

Групповые:

• средняя группа (от 4 до 5 лет) – 20-25 минут; • старшая группа (от 5 до 6 лет) – 25-30 минут.

Индивидуальные:

• средняя группа (от 4 до 5 лет) – 15-20 минут; • старшая группа (от 5 до 6 лет) – 15-25 минут.

Выпуск детей из пункта проводится на основании списка детей, которые исправили нарушения развития, утвержденного директором государственного ЦКРОиР, после исправления (компенсации) нарушений развития и (или) заключения ЦКРОиР.

 

 

свернуть

Игры с пальчиками на кухне

01.10.2021

Большую часть времени мама проводит на кухне. Она занята приготовлением пищи, а малыш крутится около нее. Посмотрев его глазами на свое кухонное хозяйство,  мама  может  обнаружить  много  предметов,  способных занять ребенка  больше  чем  на  пару  минут.  Ребенок  не  только  поиграет,  но  и потренирует свои маленькие пальчики (и будет под вашим присмотром).

«Помогаю  маме». Поставьте  перед  ребенком  блюдце,  на  котором перемешаны  горох,  рис  и  гречка,  и  попросите  ребенка  помочь  вам  их перебрать.

«Волшебные макароны». Из сырых макарон разных форм и размеров (а также из вермишели, спичек) можно выкладывать на столе причудливые узоры, попутно изучая формы получившихся предметов.

«Браслет для мамы». Из тех же макарон, а также сушек, баранок и толстой нитки малыш охотно смастерит для вас браслет, бусы. Не забудьте их примерить!

«Маленький пекарь»Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «заводить» пироги, но готовым тестом все пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка для своего ребенка –можно слепить какие –нибудь фигурки, как из пластилина, и запечь. Вы ели когда–нибудь паровоз, или грузовик, или буквы ?

«Конструктор». Если ваш ребенок очень любит строить, подарите ему пару  упаковок  губок  для  мытья  посуды  (они  бывают  разных  цветов  и размеров) –и у вашего ребенка будет возможность возводить поролоновые башни  и  дома  с  помощью  оригинального,  легкого  и  экономичного конструктора.

«Умелые  ножницы»Дайте  малышу  в  руки  ножницы  небольшого размера –и он сможет настричь вам в салат зелень, вырезать из пакетов из-под сока, коробок из-под конфет понравившиеся ему картинки (какие-то из этих картинок пригодятся, чтобы наклеить их в логопедическую тетрадь!).

«Закладка». Помните,  как  в  детстве  мы  с  вами  делали  из  фантиков закладки для книжек? Начните мастерить с малышом такую закладку –и он с удовольствием включится в этот процесс. Самостоятельно  сделать закладку ребенок пока не сможет, но подготавливать для нее материал (разглаживать  фантики, а затем сворачивать  их в узкие полоски) ему по силам.

«Сколько  спичек  в  коробке?»Если  в  спичечном  коробке  осталось немного спичек (в пределах десяти), предложите ребенку пересчитать их, вынимая из коробка по одной (заодно он закрепит счет до десяти).  

 

свернуть

Гимнастика для языка

05.10.2021

Малыши прекрасно знают, что для того, чтобы стать сильными и ловкими, они должны каждое утро делать зарядку. Тренируя наше тело, мы учим его быть «послушным»: быстро бегать, высоко прыгать, ловить мяч и ставать на мостик. Точно так же, мы можем научить и наш язычок правильно произносить слова, если будем каждый день его тренировать.

Зарядка для язычка или, как говорят логопеды, артикуляционная гимнастика, является обязательным условием для правильного развития речевого аппарата и чёткой постановки произношения отдельных звуков.

Ребёнок, который неправильно выговаривает отдельные звуки, с возрастом начинает отмечать, что его произношение отличается от произношения сверстников, начинает из-за этого страдать, что серьёзно отягощает его эмоционально-психическое состояние.

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой уже через небольшой промежуток времени дадут желаемый результат. А если начать выполнять упражнения для язычка ещё до появления проблем, то их и вовсе можно избежать.

При помощи артикуляционной гимнастики малыши двух-четырёх лет быстро научатся правильно произносить даже самые сложные звуки, а дети пяти-шести лет – исправить уже сформировавшиеся нарушения.

Очень важно, чтобы ребёнок во время артикуляционной гимнастики мог контролировать движения своего язычка. Для этого необходимо проводить занятия напротив зеркала. Зрительное восприятие положения языка позволит быстрее освоить все упражнения, почувствовать то, что видят глаза.

Некоторые упражнения артикуляционной гимнастики могут вызвать сложности и у взрослого. Но уже через несколько занятий даже малыш сможет их освоить.

Заниматься артикуляционной гимнастикой следует каждый день 5-7 минут.

Упражнение 1. «Форточка». Когда на улице жарко, мы широко открываем форточку – ребёнок открывает рот как можно шире. Когда на улице холодно, мы плотно закрываем форточку – ребёнок старается сомкнуть губы как можно плотнее.

Упражнение 2. «Чистим зубки». Ребёнок открывает рот, улыбается, стараясь показать все зубки. С внутренней стороны кончиком языка проводим поочередно по каждому зубу нижней челюсти и каждому зубу верхней челюсти.

Упражнение 3. «Месим тесто». Просим ребёнка растянуть губы в улыбке. Язык следует вытянуть вперёд, чтобы он разместился между губами. «Месим» язык губами – интенсивно произносим «пя-пя-пя», язык между губами. «Месим» язык зубами – аккуратно покусываем зубами кончик языка.

Упражнение 4. «Чашечка». Просим ребёнка растянуть губы в улыбке и широко открыть рот. Язык следует высунуть вперёд и немного приподнять вверх его кончик, тем самым, придав ему форму чашки.

Упражнение 5. «Дудочка». Зубы и губы следует плотно сомкнуть. Потом, не разжимая зубы, надо постараться вытянуть губы в трубочку.

Упражнение 6. «Забор». Плотно сомкнуть зубы. Растянуть губы в улыбке, обнажив забор из белых ровных зубов.

Упражнение 7. «Маляр». Растянуть губы в улыбке, слегка приоткрыть рот.  Представляем, что язык – это кисть маляра. Кончиком кисти (языка) раскрашиваем верхнее нёбо в любимый цвет малыша.

Упражнение 8. «За грибами». Сначала едем в лес на лошадке – языком прицокиваем в такт движению. Изображаем гриб, для этого кончиком языка прикасаемся к верхнему нёбу в центре, формируя ножку гриба, а верхнее нёбо будет его шляпкой.

Упражнение 9. «Кошечка потягивается». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Упереться кончиком языка в зубы нижней челюсти - "кошечка спит". Продолжая упираться кончиком языка в зубы, приподнять среднюю часть языка вверх – «кошечка потягивается».

Упражнение 10. «Ловим мышку». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Высовываем язык и произносим «а-а-а» - мышка выглянула из норки, потом осторожно прикусываем кончик языка – мышку схватили за хвостик.

Упражнение 11. «Лошадка». Приоткрыть рот и вытянуть губы в трубочку. В таком положении воспроизвести звук, который издаёт лошадка во время движения  (поцокать).

Упражнение 12. «Пароход». Растянуть губы  в улыбке, приоткрыть рот. На выдохе произнести с напряжением долгое «Ы-ы-ы».

Упражнение 13. «Слоны на водопое». Изобразить хобот слона при помощи вытянутых в трубочку губ. Через трубочку «втягивать воду», причмокивая.

Упражнение 14. «Индюк». Быстро постучать языком по верхней губе, воспроизводя звук «ба-ба-ба».

Упражнение 15. «Где орешек?» Плотно сомкнуть губы. Упираться кончиком языка по очереди то в одну, то в другую щёку, немного выпирая её, формируя «орешки».

Упражнение 16. «Качели». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Кончик языка спрятать за верхние зубы - качели полетели вверх, кончик языка спрятать за нижние зубы – качели полетели вниз.

Упражнение 17. «Часики». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Переводить кончик языка из левого в правый уголок рта и обратно – «ти-так».

Упражнение 18. «Блинчик». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Поместить на нижнюю губу широкий язык.

Упражнение 19. «Вкусное варенье». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Облизать широким языком верхнюю губу.

Упражнение 20. «Воздушный шарик». Сомкнуть губы, надуть щёки – «шарик надули». Сдуть щёки – «шарик лопнул».

Упражнение 21. «Гармошка». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Поднять язык к нёбу. Не меняя положение языка, смыкать и размыкать губы, при этом зубы не смыкаются.

Упражнение 22. «Барабанная дробь». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Постучать кончиком языка по внутренней стороне верхних зубов, воспроизводя "дэ-дэ-дэ".

Упражнение 23. «Парашют». Небольшой кусочек ватки положить на нос. Язык вытянуть вперёд и расплющить, прижать к верхней губе и слегка подуть, чтобы сдуть ватку с носа.

Упражнение 24. «Гол». Широкий язык разместить между губами. Из такого положения постараться «задуть» мяч в ворота, при этом щёки не следует надувать.

 

свернуть