Советы педагога- психолога

Баю-баюшки-баю, или как уложить ребенка спать

        «Досмотришь мультик – и в постель!» - грозите вы пальчиком своему  чаду. Но оно, громкое и неутомимое, отказывается подчиняться. Вечерами в вашем доме разыгрывается одно и то же неизменное действие: «Иди спать!» - «Ну ещё, один самый последний мультик!» - «Ты слышал меня?» - «Я совсем не устал и спать не хочу! Не пойду-у-у! Не буду-у-у!». И ваш ребенок для начала пускается в рев, потом ему надо в туалет, потом пить, потом у него внезапно заболевает ножка, потом… В общем, ежедневное мучительное «укладывание» ребенка в постель доводит нас до отчаяния. Ну почему в нем столько упрямства и желания перечить?

      Во-первых, успокойтесь! Раздражение и гнев не помогут вам решить эту дилемму. Не позволяйте ребенку вовлекать себя в бессмысленную ежевечернюю борьбу. Лучше воспользуйтесь следующими советами, чтобы приучить ребенка вовремя ложиться спать и избавить его от многих проблем со здоровьем, связанных с недосыпанием.

  • Пусть он идет спать в одно и то же время.

   Постоянный распорядок дает ощущение стабильности, надежности. Ребенок втягивается в этот ритм, привыкает к нему. Чем меньше возраст, тем дольше сон.

  • Пусть он будет спокоен.

   Сын или дочка должны знать: вечером в доме наступает тишина, вечер не для шумных игр. Лучше всего это время спокойно поговорить с ребенком. Он расскажет вам, как провел день, что было в садике, что его порадовало, а что не понравилось. Выговорившись, малыш успокоится и будет крепко спать. А вот негативно окрашенные передачи по телевизору на ночь смотреть не стоит: они могут лишить сна не только ребенка с его неокрепшей психикой, но даже взрослого. Постарайтесь ввести в своей семье правило: за час до сна (хотя бы ребенка) телевизор вообще не смотреть, это правило касается и гаджетов.

  • Пусть он все делает одинаково.

     Хорошо, если отход к сну сопровождает раз и навсегда отлаженный ритуал, например надо раздеться, помыться, почистить зубы, поцеловать перед сном папу и бабушку, сказать всем «спокойной ночи», уложить в свою кроватку плюшевого мишку – с ним «веселее спится», выпить теплого молока и свернуться калачиком под одеялом. Последний «штрих» - мамин ласковый поцелуй (в каждой семье ритуал будет свой).

  • Прогулки.

      Именно так! Если ребенок много времени проводит на свежем воздухе, он будет спать как убитый – не могут заснуть чаще те ребята, которые весь день сидят у телевизора или компьютера.

 

свернуть

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

        Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей, каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности. Поощрение, конечно, сильный регулятор поведения, но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно.
     Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической. Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету». Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова «Подойди сюда» с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.
                                                  Правила поощрения
      В похвале нуждаются все, особенно дети. Существуют свои правила похвалы. Нельзя хвалить ребенка за то, что достигнуто им не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.); нельзя хвалить больше двух раз за одно и то же; нельзя хвалить из жалости; нельзя хвалить из желания понравиться.
      Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.
Типы похвалы:
1. «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
2. «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
Можно выделить следующие типы аванса:
• утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;
• одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
• не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.
3. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
5. «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.
                                               НАКАЗАНИЕ
      При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, о любви родителей к ребенку. Поэтому иногда дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.
Большинство родителей считает, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
        Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.
        Можно использовать следующие формы наказания:
• вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
• лишение поощрений и привилегий;
• осуждение поведения.
Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.
Правила наказания
1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.
3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывай! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
6) Наказан, значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
Нельзя наказывать лишением любви!

 

свернуть

Как сделать так, чтобы ребенок вас услышал

  • Установить зрительный контакт на уровне ребенка (сесть на корточки, например).
  • Обращаться по имени.
  • Говорить коротко и внятно. Самое главное: говорите вначале одним предложением. Чем больше вы говорите, тем меньше ребенок будет вас слушать сейчас и в дальнейшем.
  • Говорить просто. Короткими словами, предложениями. Говорите так же, как он.
  • Попросите маленького человека повторить вашу просьбу или задание.
  • Делать предложения, от которых он не сможет отказаться («Оденься, чтобы пойти и играть на улицу»).
  • Быть позитивным (вместо «Бегать нельзя», лучше – «Дома мы ходим, а бегать можно на улице»).
  • Начинайте задание со слов «Я хочу». Дети любят делать приятное родителям, но не любят приказов. Это как раз способ совместить.
  • «Когда ты… тогда» лучше, чем «Если ты…, то». Так вы не даете ребенку выбора не послушаться, если предлагает во второй части что-то, что ему приятно. «Когда ты почистишь зубки, мы начнем читать книжку».
  • Скажите о том, что вы хотите лично, отвлеките малыша. Вместо того, чтобы кричать с кухни «Быстро обедать», когда ребенок смотрит мультики, подойдите к нему, посидите с ним пару минут и во время рекламы заберите его кушать.
  • Давайте «нужный» выбор: «Ты сначала хочешь надеть пижамку или почистить зубы?», «Ты хочешь надеть красную шапку или синюю?».
  • Задавайте вопросы по возрасту. Не все дети (да и не все взрослые) могут ответить на вопрос: «Зачем ты это сделал?», лучше так: «Давай поговорим, о том, что ты сделал».
  • «Пожалуйста» и «спасибо» – слова для всех: если учите малыша говорить их вам, используйте их сами при диалоге с ним.
  • Говорить психологически корректно: вместо: «Ты должен» ¬ «Мне хочется, чтобы ты». Если вопрос подразумевает негативный ответ (как вариант), лучше просто попросить: «Забери свое пальто, пожалуйста» вместо: «Ты можешь забрать свое пальто?».
  • Оставляйте забавные напоминалки, записочки. Это тоже способ общения с ребенком.
  • Чем громче кричит малыш, тем спокойнее говорите вы. Чаще говорите: «Я понимаю тебя» или «Как я могу помочь?».
  • Сначала успокоить, потом говорить.
  • Повторяйте то, что сказали время от времени. Иногда детям трудно запоминать. Но чем старше ребенок, тем меньше раз это нужно делать.
  • Дайте ребенку закончить мысль.
  • Давайте задания в рифму.
  • Отказывая, давайте альтернативу: «Ты пока не можешь один пойти в парк, но ты можешь поиграть с друзьями в соседнем дворе».
  • Давайте советы: «Мы скоро уходим, скажи «пока-пока» куколкам, Мише».
  • Избегайте вопросов «Да/нет» при разговоре с закрытыми детьми, лучше делайте вопросы «узко-специфическими». Вместо: «Ты хорошо провел день в школе?», лучше «Что тебе понравилось больше всего?».
  • Говорите о том, как вы себя чувствуете, дети не любят делать плохое родителям: «Когда ты убегаешь в магазине, мне становится очень страшно, что я тебя потеряю».
  • Когда вы не смогли переубедить малыша, не переходите на «бизнес-тон»: лучше спокойно, но уверенно сказать «Я не изменю своего мнения на этот счет. Извини», чем резко рявкнуть: «Разговор окончен».
свернуть

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ

Любая совместная деятельность сближает людей, а игра считается наиболее полезным времяпрепровождением для детей и родителей. Через игру ребенок познаёт мир и себя в этом мире. Особенно полезно детям играть вместе с родителями. Психологические игры предоставляют неограниченные возможности для познания себя и своих близких. Помимо этого, они помогают ребёнку:

  • развивать самоконтроль, сдержанность, дружеские качества;
  • учиться анализировать своё и чужое поведение;
  • раскрывать свой внутренний мир;
  • проявлять радость, переживание, страхи;
  • выражать свои потребности и доносить их до окружающих;
  • создавать взаимопонимание между близкими людьми.

Вот лишь несколько из таких развлечений:

  1. «Общая история».

Игра помогает разрядить напряжённую обстановку, наладить семейные взаимоотношения, настроиться на одну волну. При этом она очень увлекательна для всех – от мала до велика. Один из участников начинает рассказывать историю, передавая эту роль по кругу следующему. Нужно продолжить и вести своё повествование. Получается очень смешно. Будет замечательно, если совместными усилиями вы приведёте героя рассказа к счастливому финалу.

  1. «История предмета».

Каждый из участников рассказывает историю самого дорогого и любимого предмета от его лица. Нужно описать, как и откуда он появился на свет, как выглядит, есть ли у него хозяин, какой он. Придумайте ему чувства и мысли. Взрослым нужно помочь малышу, если у него возникнут сложности. Рассказывая о дорогом для него предмете и выражая его чувства, маленький человек может невольно поведать о своих проблемах. Внимательно прислушайтесь к его рассказу: скорее всего, он будет полезен для построения дальнейших взаимоотношений.

  1. «Ласковое имя».

Нужно вспомнить, как вас ласково зовут дома, и произнести это для всех. Взрослые вспоминают свои детские ласковые домашние имена. При этом участники бросают друг другу мячик. Кто поймал, тот и отвечает. В процессе вы узнаете множество интересных и милых прозвищ. Возможно, кто-то раскроется с неожиданной стороны.

  1. «Совместный рисунок».

Потребуются большой лист бумаги и карандаши. Один из участников начинает рисовать, и все по очереди пририсовывают к его деталям свои. Получается общая картина, которая может многое рассказать о семейных взаимоотношениях. Обратите внимание, в каких тонах получился рисунок, какие краски использовал ребёнок. Расспросите его, почему он взял тот или иной карандаш и нарисовал эти детали.

свернуть

Как наказывать ребенка

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует  о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.

Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания  действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Рекомендуемые формы наказания

  • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

свернуть

Психологические особенности детей 3-4 лет

                                                    Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,   

                                                    сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает,

                                                    действует, бегает, кричит, пусть он находится в

                                                    постоянном движении!

                                                                                                      Жан-Жак Руссо

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Имен но в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Малыш  радуется росту  своих возможностей и стремится к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

В этом возрасте проявляются симптомы «кризиса трех лет», когда ребенок, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремится  настоять на своем требовании, упорствует  в осуществлении своих целей. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса 3х  лет. 

Необходимо изменить прежний тип взаимоотношений с ребенком, а именно: предоставьте малышу большую  самостоятельность!  Поддержите стремление к самостоятельности, не погасите  его критикой неумелых действий ребенка, не подорвите веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.

Важно понять, что  требование  ребенка «я – сам», прежде всего отражает появление у него желания быть самостоятельным, а не фактический уровень его возможностей.

Ребенок уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

Если ваш ребенок еще не научился одеваться, самостоятельно кушать, ходить в туалет – поторопитесь! У него может что-то не получаться, и педагоги всегда придут на помощь ребенку, но он должен сам пытаться справиться с трудностью. А пока вы  делаете все за ребенка, он   не захочет ничему научиться.

В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения. Создайте ребенку все условия для проявления двигательной активности: достаточно гуляйте, вместе играйте в подвижные игры. Потребность в движении – главная потребность дошкольного возраста!

  В это время активно начинает развиваться правое (образное, пространственное полушарие), усложняется восприятие (слуховое, зрительное, тактильное и т.п.), что способствует формированию целостной картины мира. Обогащайте чувственный опыт ребенка  через разные модальности: теплый/холодный, громкий/тихий, гладкий/шероховатый, светлый/темный т.п. Здесь речь идет в первую очередь об опыте, ощущении, а потом уже о назывании, о слове.

Ребенок младшего возраста не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете (примерно 10-15 мин), он быстро переключается с одной деятельности на другую. Память детей  непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.

Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. П.). В дальнейшем  происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

В развитии воображения  ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение  играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно   смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется.   Обогащайте личный опыт ребенка: читайте книги, рассказывайте истории,  посещайте интересные места.

Ребенка отличает высокая речевая активность. Он знает наизусть несколько стихов, песенок и с удовольствием их повторяет. В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет  изображать в игре зверей и птиц. Играя с малышом, используя палочку вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул – вместо машины для путешествий и т. д. Показывайте игровые действия,  и ребенок охотно будет им подражать.

Для ребенка трех лет характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. Малыш способен  сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя,  эти чувства неустойчивы. Обязательно соблюдайте режим дня ребенка дома даже тогда, когда он не посещает детский сад.

Взаимоотношения со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Последствия своего поведения ребёнок не представляет.

Стремление ребёнка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.

Обсуждайте с ребенком  правила поведения    («можно», «нужно», «нельзя»). Нарушивший  правило ребёнок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием наказания от  взрослого.

Ребенок адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует её по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, причёска и т. д.). В этом возрасте дети различают  других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. 

Будьте аккуратны в выражениях: «Не испачкай одежду – ведь ты девочка!», «Не плачь - ты ведь мальчик!» Эти упреки совершенно не относятся к особенностям гендерного поведения. Не правда ли?

В целом,  трехлетка  жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

свернуть

Как научить ребенка адекватно воспринимать проигрыш?

  • Дайте ребенку понять, что вы его любите, гордитесь им, несмотря ни на что. Он проиграл, но стойко дошел до конца, не бросил на полпути начатое, не сдался без боя… Здорово! Молодец!
  • Не делайте из проигравшего ребенка жертву. Не начинайте его утешать, иначе он сам начнет чувствовать себя несчастным.
  • Если вы случайно заметили, что ребенок жульничает, «незаметно» двигает фишки и делает дополнительные ходы без очереди, не кричите. Он сам прекрасно понимает, что действует не совсем честно, но его стремление к победе любой ценой в данный момент затмевает призывы совести. Некоторым детям в силу возраста и особенностей характера порой сложно играть по строгим правилам. Оставлять без внимания такие случаи, конечно, не стоит, но и ругать слишком сильно – перегибать палку. Можно напрочь уничтожить мотивацию и желание побеждать.
  • Никаких поддавков! Дети очень тонко чувствуют, когда их начинают обманывать. Это еще обиднее, чем проигрыш. Лучше время от времени находить возможность поиграть с более слабым противником (младшим братом, сестрой, другом). Но играть все время со слабым противником – не вариант. Объясните ребенку, что полезнее играть с тем, кто сильнее тебя.
  • Не акцентируйте внимание на проигрыше. Возможно, ребенку был важен сам процесс игры, общение со сверстниками и он не придал особого значения итогу. Не делайте этого и вы.
  • Маленькому ребенку лучше всего говорить, что каждый, кто дошел до финиша и выполнил задание до конца – молодец. Не важно, кто сделал это раньше всех.
  • Не сравнивайте ребенка с кем-то другим, иначе «победить любой ценой» может стать его целью. Лучше и правильнее сравнивать его успехи с тем, что было прежде, т.е. соревноваться с самим собой. Можно даже завести отдельный блокнот и фиксировать достижения в той или иной игре.
  • Чередуйте успехи и неудачи. Например, можно поиграть в быстрые игры типа «Крестики-нолики», «Камень-ножницы-бумага», где каждая новая партия не отнимает много времени и результат не всегда предсказуем.
  • После поражения предложите поиграть в ту игру, где ребенок явно одержит победу.
  • На своем примере демонстрируйте адекватное поведение при проигрыше. Например, не стоит показывать полное равнодушие или чрезмерно злиться. Лучше казаться немного грустным, говорить что-то типа «Повезет в следующий раз», «В следующий раз я придумаю правильную стратегию и обязательно выиграю».
  • Если ребенок все же расстроился, не усугубляйте ситуацию. Спокойно объясните, что от невезения никто не застрахован, бывает и такое. Поддержите его словами «Мне было сложно играть с тобой. Пришлось попотеть, чтобы выиграть» или «С каждым разом у тебя все сложнее и сложнее выигрывать. Ты делаешь успехи!»
  • Обязательно хвалите за успехи, но и проигрыши не игнорируйте: анализируйте с ребёнком, почему это произошло, как не допустить такого в дальнейшем. Объективный анализ ошибок – залог дальнейших побед.
свернуть

Эмоциональное благополучие ребенка

Эмоциональное благополучие ребенка – залог психического здоровья и ребенка и взрослого человека, сформировавшейся личности. Его основа формируется в детском возрасте, следовательно, зависит от среды окружения ребенка, родных и близких ребенку, их отношение и реакции на его поведение. От того как близкие:

  • научат ребенка доверять близкому окружению;
  • сформируют правильное отношение к «плохим» поступкам;
  • сформируют тесное взаимодействие ребенка с родными, близкими и друзьями;
  • правильно организуют совместный досуг с ребенком;
  • способствуют проявлению гуманных чувств;
  • научат сопереживать и чувствовать настроение собеседника;
  • сформируют адекватную самооценку;
  • научат выражать не только положительные эмоции, но и отрицательные (направить негативную энергию и раздражение в какое-либо дело, а не на конкретного человека);
  • удовлетворят потребности ребенка в телесном контакте (поглаживание ребенка, массаж, объятия);
  • научат преодолевать препятствия в ситуации соревнования и соперничества

зависит эмоциональное благополучие ребенка и будущего взрослого человека.

Уважаемые родители, помните, для того, чтобы воспитать психологически здорового ребенка, нужно приложить немало трудов и усилий, а именно:

  • Старайтесь больше времени уделять сыну или дочери;
  • Гуляйте на свежем воздухе, играйте дома в семейные игры;
  • Читайте книги вместе, вместе обсуждайте их героев;
  • На своем примере показывайте значимость своей семьи;
  • Доверяйте своему малышу свои «секреты», переживания;
  • Учите сопереживать человеку, попавшему в беду, тому у кого неприятность, горе;
  • Учите находить выход из трудностей, согласно правилу «Не навреди»;
  • Формируйте адекватную самооценку;
  • Постарайтесь стать самым близким другом;
  • Учите дорожить друзьями;
  • Учите ребенка быть внимательным к окружению;
  • Старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов;
  • Ограничьте общение с семьями, ведущих асоциальный образ жизни!

Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание!

свернуть

Самопомощь в критической ситуации

- Выговоритесь! Этот прием возможен, когда есть рядом кто-то обязательно доброжелательный и расположенный выслушать вас, пускай даже молча. В социальной психологии такого человека условно именуют «жилеткой». Обычно это люди немолодые, душевные, умеющие хранить чужие тайны. Нередки случаи, когда облегчение приносит беседа со случайным попутчиком. Здесь работает фактор анонимности. Одинокие люди, имеющие домашних животных, часто выговаривают все, что накипело, им (с полной гарантией сохранения тайны исповеди!).

- Напишите письмо! Если подходящего слушателя нет или вы не хотите прибегать к первому приему, напишите все ваши огорчения и переживания в форме письма. Адресат не важен. Причем это письмо не обязательно отправлять, а если вы его сохраните, то спустя некоторое время вам будет очень интересно, а скорее всего и полезно, перечитать его, проанализировать и сделать кое-какие выводы.

- Сделайте себе подарок! Эту рекомендацию можно выполнить как буквально, так и в переносном смысле – «подарив» себе несколько часов или целый день приятного времяпрепровождения. При этом помните, что такого рода “подарки” нельзя делать слишком часто, иначе радость от них заметно потускнеет.

- Помогите другому! Всегда есть человек, нуждающийся в чьей-то помощи, хотя бы в том, чтобы его выслушали. Переключив свою энергию на помощь «ближнему», вы не только сделаете доброе дело, но и поможете себе выйти из пассивно-упаднического настроения, активизируете себя, ибо творить добро всегда приятно.

- Растворите печаль во сне! Если вы сможете заснуть, то это один из наиболее простых и во все века используемых способов расставаться с унынием и плохим настроением. Отдохнувший мозг направит мысли в русло более конструктивных решений и оптимистического отношения к жизни и проблемам, которые неизбежно возникают. Не случайно почти у всех народов есть пословица, соответствующая известной русской «Утро вечера мудренее!». Не забывайте только, перед тем как заснуть, настроить себя на то, чтобы, проснувшись, вы посмотрели на мир без прежних горьких мыслей, от которых опускаются руки и ничего не изменяется в лучшую сторону.

- «Нет худа без добра!» Эта известная поговорка может служить девизом направленности ваших мыслей и действий. Составьте список всего хорошего, что присутствует в вашем положении, бесстрастно проанализировав то событие, которое повергло вас в уныние и тоску. Составив его, направьте все силы на воплощение в жизнь того, что написано – пускай хорошее постепенно начинает перетягивать плохое!

свернуть

Памятка родителям Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь!

Памятка родителям

Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь!

Физические наказания:

  • Преподают ребенку урок насилия.
  • Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок - что он любим.
  • В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
  • Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.
  • Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только позже.
  • Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок из этого выносит ребенок?

  • Ребенок не заслуживает уважения.
  • Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно учит ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).
  • Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно для иммунной системы).
  • Насилие - это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).
  • Отрицание чувств - нормальное здоровое явление.
  • От взрослых нет защиты.

 

свернуть

Сборы в детский сад, или как избавиться от утренних истерик

Сборы в детский сад,

или как избавиться от утренних истерик

 

Родителей буквально обволакивает паника при одной мысли, что сегодня будет то же, что и вчера: ваше чадо наотрез откажется идти в детский сад, а свой отказ весомо подкрепит истерикой. Хоть раз, но каждые мама и папа, чьи дети в буднее утро отправляются под присмотр воспитателей, имели «счастье» это испытать. Приятным состояние не назовешь даже с большой натяжкой.

Одно сводит с ума в этой ситуации – ощущение собственного бессилия. Уверенность, что ваш ребенок – настоящий ангел, ведь таким замечательным, смышленым, послушным он растет, куда–то исчезает при одном виде маленького «неуправляемого тирана».

Однако всему есть объяснение, и «утренние концерты» перед детским садом малыша имеют тоже вполне обоснованные причины.

Итак, глубоко вдохнем и выдохнем, попытаемся спокойно, без эмоций разобраться, что заставляет ребенка утром перед детским садом закатывать истерики.

  • Малыш не выспался, ему тяжело физически проснуться, собраться и выйти в детский сад. Если причина плохого настроения ребенка в этом, то устранить ее можно, всего лишь сделав более четким, верным режим дня.
  • Есть дети, которые не желают делать что-то в спешке. Они не в состоянии поторапливаться, бежать, горячиться. И виноват в этом темперамент. Так заложено в ребенка природой. Решение здесь самое простое – встать раньше и не торопясь сделать все утренние процедуры перед детским садом. Малыш сам плавно войдет в ритм дня и захочет идти в детский сад.
  • Не хочет расставаться с мамой. Здесь сработает только хорошее, доступное и, главное, убедительное объяснение, что у мамы есть работа, быть на которой ей НЕОБХОДИМО. Некоторым ребятишкам легче идти в детский сад, если им скажут, что они, как взрослые, идут работать. Такие аргументы придется повторить не один раз: дома, по дороге в детский сад и непосредственно перед расставанием.
  • Проверка на прочность родителей. А вдруг сегодня получится, и я не пойду в детский сад. Ребенок проверяет, может ли он таким способом манипулировать вами. Выход один – нужно проявить характер. Если малыш поймет, что, «устроив концерт», можно добиться желаемого, то это правило распространится не только на посещение детского сада.

Каким бы ни был ваш случай, твердо придерживайтесь золотого правила Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие». Только спокойствием и любовью можно предупредить или усмирить любой «надвигающийся шторм» ребенка, а также облегчить адаптацию к детскому саду.

свернуть

Как научить ребенка убирать за собой игрушки

Как научить ребенка убирать за собой игрушки

 

У каждой семьи есть свои особенности и привыч­ки. Безусловно, вам решать, следует ли приучать ребенка к ак­куратности и порядку, и если приучать, то,  как и с какого возраста. Но если уж вы приняли решение научить ребенка убирать за со­бой игрушки, то быстрее добьетесь успеха, если будете выпол­нять несколько несложных правил.

Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доб­рожелательно. Уборка не должна стать наказанием, желатель­но, чтобы она стала заключительной частью игры.

Если малыш еще настолько мал, что не понимает смысла происходящего, не готов к выполнению ваших требований, нач­ните вместе с ним убирать игрушки, обязательно проговаривая вслух, что именно вы убираете, куда и зачем. Если подобная со­вместная работа проводится систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре научится вы­полнять ее самостоятельно.

Кроме того, у ребенка скорее всего не появится привычки убирать игрушки, если вы сами ежедневно не убираете за собой одежду, обувь, книги, украшения и т.п. Тогда, разбро­санные по квартире вещи станут для него привычным явлени­ем. Ведь для ребенка раннего возраста характерной чертой яв­ляется подражание...

Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Напри­мер, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисо­вать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т. д.

Не оставляйте мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер, если оно провоцирует возникновение отрицательных эмо­ций и у вас, и у ребенка. Если же уборка превращается в проща­ние с игрушками, в укладывание их спать и становится необхо­димым ритуалом для малыша, то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном.

Если вы сами считаете, что чистота и порядок в доме необхо­димы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок знает, что вы будете читать ему книжку или рисо­вать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать, что это — правило для всех членов семьи. Если же вы предъяв­ляете ребенку ультиматум: уберешь игрушки — буду тебе читать, не уберешь — не буду, то малыш скорее всего сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно «зарабатывать».

Подведем итоги:

  • Твердо решите для себя, необходимо ли это.
  • Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.
  • Убирайте игрушки вместе с ребенком.
  • Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте ему смысл происходящего.
  • Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно.
  • Не приказывайте.
  • Используйте маркировку, схемы на коробках и ящиках для игрушек.
  • Учитывайте возраст и возможности ребенка.
  • Придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желан­ной для малыша.
  • Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.
свернуть

Развиваем любознательность детей

Развиваем любознательность детей

 

                                                                                                      Есть у меня шестеро слуг,

                                                                                                      Проворных, удалых,

                                                                                                      И всё, что вижу я вокруг,

                                                                                                      - Всё узнаю от них. 

                                                                                                     Они по знаку моему

                                                                                                     Являются в нужде…

                                                                                                     Зовут их: «Как и  почему, Кто, что, когда и где…»      

Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию.

Возраст 4-5 лет – возраст почемучек. Именно в этом возрасте наблюдается любовь к игре словами, перевертышам. Как помогать ребенку на этом этапе? Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним, будьте для него интересным партнером.

  • Важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта.
  • Например, для мальчиков, которые любят играть с машинками,  можно рассказать сказку об автомобиле, где в занимательной и доступной форме дается информация об устройстве автомобиля; подобрать картинки о разных авто, книжки-раскраски и т.д. Тем самым поддерживается интерес ребенка.
  • Можно использовать рассказы из реальной жизни, но давать возможность для творчества, фантазии детей. Например: «Ты видишь вон тот дом? (показываете ребенку на дом вдалеке) За этим домом есть игровая площадка. Знаешь, что на ней?...» За этим домом могут быть – парк, гаражи, интересное дерево и т.д.
  • Новая информация должна отталкиваться от опыта ребенка и имеющихся у него представлений об окружающем мире: «Мы едим ложками и вилками, а есть такие страны – Япония, Китай, где люди едят с помощью палочек»; «У нас мальчики и мужчины носят брюки, а есть страны (Шотландия), где мужчины могут надевать клетчатые юбки» и т.д. Помните, предлагать ребенку нужно то содержание, в котором Вы сами хорошо ориентируетесь. Если же у вас возникают трудности в ответах на вопросы «почемучек» не стесняйтесь сказать ребенку, что вы не знаете ответа. Предложите вместе поискать ответ энциклопедии или интернете.

Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение шестого года жизни.  Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий - лучше знакомится с числами и т.д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуальные решения. Однако  взрослые должны знать, что если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности речевого развития,  значит  нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями.

Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе  представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особыми свойствами, связанные  с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка.  Поэтому, поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности). Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките ребенка к чистке его одежды.

При выборе игрушек важно понимать, что даст она Вашему ребенку что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.          

         Необходимо познавательные устремления детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень много, они разные. Предлагаем Вам некоторые из таких игр.

Очевидная надпись

Цели: пробуждение любопытства, обеспечение возможности переживания  успеха, совершенствование чувственного восприятия.

Ход игры

Вы пальцем рисуете на ладони (спине, плече) ребенка геометрические фигуры (предметы, буквы, цифры), а он отгадывает,  что вы нарисовали (написали).

Что я делаю?

Цели: развитие любознательности, воображения.

Материалы: Метла, веник или любой другой предмет, для которого вы сами можете придумать много вариантов использования не по назначению.

Ход игры:

Игра проводится во время семейных посиделок, детских праздников. Игроки садятся по кругу. Без слов, по очереди каждый игрок должен показать, в качестве чего можно использовать тот, или иной предмет. Кто первым из зрителей догадается, о чем идет речь, должен об этом сказать. (Например, можно использовать метлу в качестве скаковой лошади, партнера по танцам, костыля).

«Что я видел не скажу, а что делал покажу».

Цели: развитие воображения, любознательности.

Ход игры

Ведущий показывает, какое либо действие без слов, а игроки отгадывают, что он делает (например, ест яблоко (кашу), пьет, читает, рисует и т.д.). Отгадавший становится ведущим.

 

свернуть

НАЙДИ НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ ИЛИ РАЗВИВАЕМ ВООБРАЖЕНИЕ РЕБЕНКА

Один из важнейших показателей креативности — развитое воображение. Богатое воображение позволяет вырваться из рамок сиюминутной реальности, создать небывалые образы, унестись в будущее, взглянуть на окружающий мир по-новому, нестандартно, творчески. Предлагаемые ниже упражнения не требуют никаких специальных методических пособий или стимульных материалов и могут проводиться с детьми в условиях самой обычной квартиры с применением самых обычных предметов. Эти упражнения помогут ребенку тренировать все основные функции воображения, отрабатывать приемы и навыки развития фантазии, осваивать способы конструктивного преобразования действительности. Со стороны родителей потребуются лишь заботливое внимание и умеренная помощь. Нужно поощрять ребенка выполнять задание разными способами, не спешить и над каждым поработать основательно. И тогда детское воображение может стать поистине творческим и активно преобразующим мир. Важнейший девиз в процессе этой работы — «Найди необычное в обычном!»

Упражнение 1.«Тайна под покрывалом»

Ребенок отворачивается. Берется какой-нибудь предмет достаточно сложной формы (статуэтка, цветок в горшке, кукла и т.д.) и накрывается мягкой тканью. Ребенок должен назвать по меньшей мере три предмета, которые могут находиться под тканью. Если он затрудняется, можно предложить ему осторожно ощупать предмет через ткань.

Упражнение 2.«Путешественник»

Ребенку завязывают глаза. Вместе с родителем он должно «попутешествовать» по квартире, ощупывая встречающиеся предметы и называя их.

Упражнение 3. «Кляксы»

Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше пяти предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Родителям следует обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо ребенком. Лучше, если это будут не только, например, животные, а совершенно разные предметы и существа. Нужно поощрять ребенка смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать. Нанесите на лист несколько клякс и попросите ребенка дорисовать эти кляксы до каких-то узнаваемых образов. Будет особенно хорошо, если ребенку удастся объединить эти образы в цельную картину.

Упражнение 4.«Новый способ применения предмета»

Ребенок закрывает глаза, а потом по команде мамы открывает их и называет первый предмет, попавший в его поле зрения. Задание — найти что-то необычное в этом обычном предмете. Например, назван стул. Задание — найти новый, необычный способ использования этого обычного предмета. На стуле можно сидеть. А еще как можно использовать стул? Стоит предложить ребенку придумать несколько способов применения таких предметов, как стол, пластиковая бутылка из-под газировки, линейка, пустая коробка и т.д. Лучше дать ребенку эти предметы в руки, чтобы он мог ими манипулировать.

Упражнение 5.«Что оттуда видно?»

Мама просит ребенка представить, что у всех предметов в комнате появились глаза. Что в таком случае они могли бы увидеть, а что оказалось бы недоступно для их наблюдения? Важно помочь малышу сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы он представил себе места, видимые воображаемому гномику или великану, но недоступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа). Желательно, чтобы ребенок объяснил, почему тот или иной предмет «не видит» какую-то часть комнаты и другие предметы. Умение поставить себя на иную пространственную точку зрения способствует не только развитию воображения, но и пониманию позиций (точек зрения) других людей, а также помогает преодолению эгоцентризма, характерного для многих первоклассников.

Упражнение 6.«Превращения предмета»

Самая простая вещь может оказаться необыкновенной, если посмотреть на нее по-новому. Так, скажем, стандартный (но перегоревший) электрический чайник может стать лейкой для цветов, аквариумом или местом для хранения авторучек и карандашей. Во что еще можно превратить чайник? А блюдце, половник, мясорубку? Целенаправленное «превращение» предметов с поиском большого числа вариантов способствует росту активности воображения.

Упражнение 7.«Сочинение сказок»

Ребенка просят назвать любые семь слов, которые, по его мнению, могут встретиться в сказке. Мама их записывает, а затем ребенку нужно сочинить сказку, в которой эти семь слов должны обязательно встретиться. В простом варианте слов может быть три.

Упражнение 8.«Встреча сказочных героев»

Пусть мама и папа независимо друг от друга назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Ребенку нужно придумать и рассказать короткую историю, в которой действовали бы оба эти героя.

Упражнение 9.«Общая сказка»

Игра с мамой в сочинение общих сказок. Один «кусочек» сказки придумывает и рассказывает мама, а потом ребенок продолжает. Если в семье есть еще братья и сестры — тем интересней. Тогда можно сочинять сказку по кругу. При этом совсем не обязательно останавливаться на одном круге. Можно пройтись три-четыре раза.

Упражнение 10.«Домашний театр»

Ребенку предлагается вообразить, что он превратился в: 1) тигра, который пробирается в джунглях;

2) робота;

3) парящего над скалами орла;

4) королеву Франции;

5) инопланетянина;

6) кипящую кастрюлю;

7) авторучку, в которой кончились чернила;

8) букву А;

9) цифру 8.

Нужно изобразить персонаж в движении. Задания можно написать на карточках и раздать членам семьи. После показа остальные должны угадать, что показано.

Упражнение 11.«Фантастический рисунок»

В семье можно устроить конкурс на самый оригинальный рисунок. Пусть и папа, и мама, и все дети попробуют нарисовать, как может выглядеть: животное с другой планеты; самый необычный домик; злой волшебник в детстве; грустный компьютер; хитрость и т.п.

Большинство из приведенных упражнений нацелено на развитие различных способностей и могут использоваться неоднократно и по-разному. При регулярном их применении творческий потенциал детей может значительно возрасти. Разумеется, эти упражнения далеко не исчерпывают всех возможностей развития креативности детей с помощью родителей.

свернуть

Если ваш ребенок проявляет агрессию

Если ребенок начал проявлять агрессию:

  • Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные и близкие не должны проявлять агрессию.
  • Старайтесь не конфликтовать, направляя интерес ребенка в другое русло.
  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на этом внимание окружающих

Как бороться с агрессией?

Терпением.  Объяснением.  Отвлечением.  Неторопливостью наказания.  Наградами.

Правила родительского поведения, способствующего

снижению детской агрессивности:

1.Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение.

  1. Свои собственные агрессивные реакции на какие-то события не переносите на ребенка.
  2. Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.

4.Не унижайте и не оскорбляйте ребенка, особенно при посторонних.

5.Адекватно оценивайте возможности ребенка.

6.Умейте идти на компромисс.

7.Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которым согласны все, кто участвует в этом процессе.

Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:

- помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;

- учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;

- учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;

- учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физической агрессией;

- стремитесь использовать чувство юмора, объяснять ребёнку, склонному к агрессии, следующее: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».

Стратегия на переключение состояния

Стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное.

Используйте новизну, необычность, неожиданность игривого и неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.

Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:

у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные;

у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.

 

И самое главное –

любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий!

свернуть

Основные положения материнской любви к ребенку

14.10.2020

Основные положения материнской любви к ребенку

Материнство – это не только безграничная и безоговорочная любовь к своему ребенку, но и особая ответственность, которая ложится на плечи женщины. Ответственность эта заключается в понимании того, что такое материнская сила, как поведение матери влияет на формирование личности ребенка, как нужно проявлять внимание к самой себе.

Чем материнство так отличается от других ролей? Быть матерью – это полностью отказаться от своих желаний или же все же женщина, родившая ребенка, имеет право жить так, как она считает нужным?

Мама – это безопасность

Мама – это единственный человек, находясь рядом с которым ребенок испытывает наибольший комфорт и спокойствие. В присутствии матери ребенок чувствует себя под ее защитой, поэтому расслабляется и не боится быть самим собой. Под посторонних людей ребенку постоянно приходится подстраиваться, адаптироваться, а когда рядом мама, ему не страшно показаться смешным или нелепым.

Подпитываясь ощущением безопасности, которое обеспечивает ему мать, ребенок постепенно учится строить собственные отношения с миром. Он перестает бояться насмешек и осуждения, а также возможности совершать ошибки. Это бесценный опыт.

Мама – это гарантия полноценного детства

Мама является не только гарантом безопасности ребенка, но и обеспечивает ему еще одну защиту – защиту его права быть ребенком. Дети, рядом с которыми находится мама, не боятся бегать, прыгать, играть, быть активными и заниматься обычными «детскими» делами, среди которых непременно есть и шалости. Ребенок, растущий рядом с матерью, может позволить себе познавать окружающий мир любыми доступными ему способами, поскольку мама защищает его от внешнего мира, дает ему сполна насладиться прелестью беззаботного детства и не торопит взрослеть.

Мама – это жизненные ценности

Жизненные приоритеты, ценности, поведение и привычки ребенка формируются в соответствии с родительским поведением. Поскольку ближе всего ему мама, именно ее поведение существенно влияет на формирование у ребенка стереотипов того, как нужно себя вести.

Если мама на детской площадке курит и пьет пиво, а спустя несколько лет будет объяснять своему ребенку, что курить и пить – плохо, ребенок ее попросту не поймет, ведь в его сознании уже укрепилась мысль, что такое поведение нормально.

Важно не только то, что делает мать, когда ребенок рядом, но и то, как она себя ведет без него. Поэтому каждой матери важно научиться смотреть на себя со стороны, чтобы понимать, какой видят ее дети.

Мама – это модель взаимоотношений

Дети в большинстве случаев «забирают себе» модель родительских отношений, поэтому наиболее вероятно, что если у матери был счастливый брак, то и дочь последует этому примеру.

Матери всего лишь нужно быть такой женщиной, какой она желает видеть свою дочь в будущем, или такой, какую хочет видеть рядом со своим сыном.

Дети удивительно тонко чувствуют взаимоотношения между родителями, даже если с виду кажется, что они еще ничего в этом не понимают. Ни одна недовольная гримаса, ни одно сказанное в сердцах плохое слово, ни одна попытка соврать не проходят мимо детей. Они все прекрасно видят, чувствуют, а впоследствии копируют.

Мама – это любовь

Рекомендации для истинно любящей матери:

  1. Никогда не относитесь к ребенку как к предмету своей собственности, ребенком нельзя владеть. Он входит в мир, благодаря Вам, но не принадлежит. Любите его, но никогда не владейте им. Если мать начнет владеть ребенком, его жизнь станет несчастной. Вы разрушаете его личность, Вы превращаете его просто в вещь. Владеть можно только вещью, но никогда нельзя владеть человеком.
  2. Относитесь к ребенку так, как Вы относитесь к взрослому. Никогда не относитесь к нему как к несмышленышу. Проявляйте к ребенку глубокое уважение. Очень непросто уважать ребенка. Очень легко его унизить. Унижать ребенка легко, так как он беспомощен. Если Вы уважаете ребенка, Вы не будете пытаться навязывать свои воззрения. Просто дайте ему свободу, свободу познать мир. Помогайте ему становиться уверенным в этом познании. Дайте ему энергию, обеспечьте ему защиту и безопасность: это все, что ему нужно. Помогите ребенку стать осознающим, разумным, но не командуйте им. Любите, уважайте, помогайте таким образом, чтобы не мешать ребенку.
  3. Дети – самостоятельные души, которые пришли в эту жизнь решать свои, а не родительские задачи.
  4. Пересмотрите свою систему ценностей. Самое главное в жизни – это вы сами, и мужчина – это начало начал, это центр вашей вселенной. На втором месте - ваши отношения, то Пространство Любви, которое рождается в ваших отношениях. А дети только на третьем месте! Утвердите в своем сознании и в своей жизни эти ценности именно в этой последовательности, и вы увидите обыкновенное чудо – удивительные преображения в вашей жизни и в жизни ваших детей.  
  5. Займитесь собой, своим здоровьем, своими отношениями с мужчиной. Не забывайте: детям можно дать только то, что имеешь сам, чем больше счастья у родителей, тем больше его у детей. Всегда нужно помнить, что счастье детям могут дать только счастливые родители.

«Материнство – это самая большая ответственность в мире

Материнство – это большое искусство, и ему необходимо учиться»

 Поздравляем наших читательниц с Днем Матери! 

 

свернуть

Агрессия – не подавляем, а предотвращаем

11.09.2020

Хотим мы этого или не хотим, но агрессия - это форма поведения, которая присуща каждому человеку на уровне инстинкта самозащиты и выживания. С возрастом агрессивное поведение человека не исчезает, просто оно преобразуется в способы реагирования, которые считаются нормальными в обществе. Очень сложно приходится тем людям, которые не смогли научиться контролировать инстинкты.

Агрессия - это естественная для человека реакция на определенные раздражители, поэтому необходимо понять, что в детях ни в коем случае нельзя подавлять такие импульсы, так как это может привести к самым непредсказуемым последствиям вплоть до психических расстройств.

Конечно, можно попробовать огородить вашего малыша от негатива. Для этого придется полностью изолировать его от общества, лишить возможности просмотра фильмов или передач, в которых есть хотя бы намек на насилие, не давать ему информацию о реальном мире. Насколько это возможно? Даже если вы сумеете реализовать такие запреты, не факт, что ребенок не будет агрессивен.

Для нормальной социализации дошкольника необходима профилактика этого инстинктивного поведения, а именно: Для начала поищите причину агрессии в самом ближайшем окружении – в семье. Очень часто такое поведение вызвано самой элементарной ревностью ребенка. По этой причине ваш малыш должен знать что он, безусловно, любим. Никогда и никаким образом его нельзя унижать. Необходимо воспринимать его как личность.

Дети - это зеркало семейных отношений, поэтому держите под контролем способы общения в доме и не позволяйте ребенку быть свидетелем ваших ссор и активных споров.

Учите малыша рассказывать, что его разозлило или на что он обижается, иначе свои чувства он будет выражать при помощи отвратительного поведения.

Если вам не удалось предотвратить такого проявления, возьмите ребенка на руки, обнимите, приласкайте, прижмите к себе – он почувствует вашу добрую силу, поймет, что вы сможете удержать его агрессию, а значит, и он сможет и со временем научится контролировать свое поведение.

Хвалите детей за хорошие поступки и старайтесь объяснить, что капризами невозможно достигнуть желаемого.

Говорите с ребенком о его проступках наедине, не унижая и не оскорбляя.

Отдайте своего малыша в спортивную секцию, где он сможет получить эмоциональную разрядку и научится быть уверенным в себе.

Подберите малышу занятие по его наклонностям, чтобы положительные эмоции брали верх над негативными проявлениями.

Самое главное - построить отношения с ребенком таким образом, чтобы он всегда был уверен в вашей любви. Тогда он сможет без стеснения обратиться к вам за помощью, а не будет по поводу и без повода размахивать своими кулачками.

Помогите своему маленькому человечку превратить энергию своей агрессии в энергию развития и совершенствования.

свернуть

Адаптация

02.07.2020

Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду»

Детский сад — это не только новое окружение, новая обстановка, новые люди. Это и первое расставание ребенка с близкими людьми, и, следовательно, первое большое испытание, которое он встретит са­мостоятельно. Малышу надо приспособиться к новому ритму и тре­бованиям воспитателя. Чтобы стресс не был болезненным и не затя­нулся на долгие недели, необходимо разумная и последовательная помощь родителей.

Как надо готовить ребенка к поступлению в детский сад

  1. Свое решение о посещении детского сада сообщить ребенку с ра­достью, преподнести ему это как награду.
  2. Готовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим.
  3. Покупать вещи для детского сада вместе с ребенком. Заботиться о том, чтобы вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь — на липучках или на молнии.
  4. Заранее узнать режим дня в дошкольном учреждении и организо­вать похожий режим дома.
  5. Отправлять в детский сад ребенка лишь при условии, что он здо­ров. Повысить роль закаливающих мероприятий.
  6. Как можно раньше познакомить ребенка с детьми и воспитателя­ми в детском саду, куда он скоро придет. Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
  7. Учить ребенка всем необходимым навыкам самообслуживания.
  8. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступле­ния в детский сад.
  9. Продумать, кто будет приводить и уводить ребенка.
  10. Планировать свой отпуск так, чтобы не оставлять ребенка первое время на целый день в детском саду. Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.
  11. Накануне напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и отве­тить на все вопросы ребенка.

 

Как надо вести себя с ребенком, начавшим посещать детский сад

  1. Не оставлять его на целый день в детском саду, пораньше забирать домой.
  2. Создавать для него спокойный климат в семье, уменьшить нагруз­ку на нервную систему.
  3. На время прекратить походы в цирк, театр, гости.
  4. Обеспечить в выходные дни дома для него такой же режим, как и в детском саду.
  5. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.

 

 

Чтобы адаптация к дошкольному учреждению  была легкой…

 Советы родителям

 

Очень многие родители сталкиваются с трудностями привыкания ребёнка к детскому саду. Между тем избежать всех этих сложностей довольно легко, потребуется только немного времени и мамино желание.

 

  1. Отдавайте ребёнка в дошкольное учреждение не исходя из его возраста, а исходя из его готовности. Это в идеале, а на практике, увы, мы отдаём малышей в садик либо когда у мамы закончился оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком, либо, что встречается ещё чаще, когда подошла наша очередь в детский сад. Но если соблюсти первое правило лёгкой адаптации не всегда в наших силах, то соблюдение остальных правил зависит только от родителей.
  2. Начинайте подготовку к дошкольному учреждению за несколько месяцев до поступления. Обычно происходит наоборот. Все знают, что ребёнку нужна подготовка к школе, а вот подготовкой к садику пренебрегают. А ведь это первый этап социализации, первый шаг вашего малыша в коллектив сверстников. И насколько он будет успешным, настолько успешно пойдёт и дальнейшая его жизнь – школа, институт, работа, семья.
  3. Укрепляйте иммунитет ребёнка. В детский сад приходят детишки из разных семей и приносят с собой вирусы и бактерии, которые для вашего малыша окажутся новыми и незнакомыми. Если иммунная система детского организма достаточно крепкая, то ей не составит особого труда противостоять патогенным микробам. Даже учитывая большую эмоциональную нагрузку, связанную с новыми впечатлениями, закалённый ребёнок имеет гораздо меньше шансов заболеть, чем изнеженный.
  4. Больше общайтесь. Возможно, вы не слишком общительны по натуре и даже для прогулок с малышом выбираете уединённые тропинки в парке. Но если вы хотите, чтобы вашему ребёнку в детском саду было легче адаптироваться, то вам придётся пересмотреть свой образ жизни и присоединиться к мамам на детской площадке. Будьте активнее, ходите с ребёнком в гости, приглашайте гостей к себе домой, заводите новые знакомства.
  5. Научите ребёнка навыкам самообслуживания. Частенько детишки в первые дни в детском саду не умеют ни ручки помыть, ни ложку держать, ни горшком пользоваться. Некоторые родители считают, что научить этому ребёнка – прямая обязанность воспитательницы. Но ведь всё новое для ребёнка – это стресс, а тут ещё приходится новые умения осваивать! Неудивительно, что многие детки от всего этого начинают регрессировать, то есть забывают даже то, что умели. Гораздо лучше прививать новые навыки в спокойной домашней обстановке – ребёнку и усвоить их будет проще, и в садике будет легче.
  6. Отучите малыша от груди и от соски.Сейчас очень развита практика долгокормления и это отлично. Но представьте: ребёнок привык получать мамину грудь в определённое время, а тут мало того, что всё вокруг незнакомое, так ещё и привычной груди рядом нет. Лишнее беспокойство, лишний стресс, лишние капризы… Если вы непременно хотите сохранить грудное вскармливание, то ещё до садика постепенно переведите часы кормлений на вечернее время.

От пустышки лучше отказаться уже после шести месяцев жизни, но если не получилось, перед садиком этот процесс активизируйте. Некоторые мамы считают, что пустышка успокоит малыша в первые дни в детском саду, но не учитывают, что таких малышей там много и их вполне может заинтересовать ваша соска. А так как у маленьких детей ещё не слишком развиты понятия «моё-чужое», пустышка побывает в ротиках у половины группы, вот вам и обмен бактериями! Для успокоения лучше дать ребёнку с собой небольшую мягкую игрушку и представить всё так, что в детский сад идёт именно игрушка, а ребёнок её ведёт и помогает освоиться.

  1. Играйте дома в детский сад. Самый понятный для ребёнка способ обучения – это игра. И если правильно организовать этот процесс и ежедневно проигрывать все ситуации, с которыми предстоит столкнуться малышу в детском саду, то в реальности он уже будет знать, как вести себя в том или ином случае. Это ведь так просто – попробуйте!
  2. Познакомьте ребёнка с воспитательницей. Одно дело – идти в детский сад к совершенно незнакомой тёте воспитательнице и совсем другое – к Марье Петровне, которую малыш уже видел и знает. Не поленитесь – найдите время, узнайте, какая воспитательница будет вести вашу группу и обязательно представьте их с ребёнком друг другу. Этот простой поступок в будущем сохранит вам много нервных клеток – проверено опытом.
  3. Сделайте режим дня и меню вашего ребёнка максимально похожими на режим дня и меню в детском саду.Кто-то скажет: ну какой дома режим, пусть малыш пока отдыхает от всяких распорядков. А режим по-любому вырабатывается, хотите вы того или нет, но ваш малыш приучается в определённые часы спать, просыпаться, кушать. И если эти часы кардинально отличаются от принятых в детском саду, туго ему придётся в первые дни.

Допустим, вы с малышом привыкли просыпаться в 9 утра, завтракать в 10, а на прогулку выходить в 11. А в садике в 8 уже завтрак начинается и чтоб к нему успеть, встать нужно часов в 7. Одного этого обстоятельства достаточно, чтобы вашему ребёнку в детском саду не понравилось: он не выспался, не стал завтракать, так как ещё не проголодался – биоритмы нарушены и малыш заболевает. То же самое касается и меню – если ваш ребёнок не приучен к супчикам и запеканкам, то в садике он просто откажется их пробовать.

 

  1. Включите в маршрут ваших прогулок дорогу до детского сада. Изучите ориентиры, которые попадаются вам на пути. Подойдите к вечерней прогулке и посмотрите, как родители забирают из садика своих детишек.

А теперь представьте: вы несколько месяцев до поступления в детский сад придерживались всех этих нехитрых правил. Наконец настал день первого посещения. Ваш ребёнок просыпается в своё обычное время, идёт по изученной дороге, приходит к знакомой тёте-воспитательнице и попадает в атмосферу, уже привычную по ежедневной игре в детский сад.

Или так: вы поднимаете ребёнка раньше, чем обычно, приводите в незнакомое место и оставляете среди чужих ему людей. А поскольку для малышей понятие о времени размыто, он может вообразить, что вы оставили его тут навсегда.

Как тут не испугаться, не заплакать и в итоге не заболеть?!

Как видите, дорогие родители, лёгкой или тяжёлой будет адаптация к детскому садику для вашего ребёнка, зависит исключительно от вас.

 

свернуть

Как приручить свои эмоции?

12.06.2020

 Очень простые способы, которые каждый может опробовать на собственном опыте:

Спортивные занятия: самую полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.

Физический труд: стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т.п.

Природа: прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

Созерцание огня: говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии - огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака.

Контрастный душ: заставляет мышцы попеременно расслабляться и напрягаться, а мышечное расслабление, как известно, хороший способ снять психическое напряжение.

Проекция негативных эмоций на посторонние предметы: выразить свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочки газету, поколотив подушку, выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.

Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и "буйную".

Покричать то громко, то тихо, спеть громко любимую песню.

Высказаться, озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют.

Смех и плач - отличное средство защиты нашего организма от психических перегрузок. Смех является своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи дробят опасный поток импульсов.

 

свернуть

Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

09.12.2019

Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 года № 18 «О дополните

Родителям о выполнении Декрета Президента РБ № 18 от 24.11.2006г.

 

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей издан Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

       Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

Ребенок, находящийся в социально опасном положении – это лицо в возрасте до 18 лет, которое находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям, предъявляемым к его воспитанию или содержанию.

К несовершеннолетним нуждающимся в государственной защите относятся дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, признанные комиссией по делам несовершеннолетних из числа детей, находящихся в социально опасном положении.

   Государственные органы, органы внутренних дел, медицинские учреждения, ЖЭК, граждане, располагающие сведениями о детях, находящихся в социально опасном положении, обязаны немедленно сообщать об этом руководителю дошкольного учреждения, в социально-педагогическую и психологическую службу дошкольного учреждения, орган опеки и попечительства.

       В соответствии со ст. 67  Кодекса РБ о браке и семье, воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, если ребенок находится в социально опасном положении.

     Обязанности  родителей в отношении детей определены  в ст.ст. 65 (права и обязанности семьи), 73 (обязанности родителей по защите прав и законных интересов ребенка), 74 (место жительства), 75 (воспитание детей), 90 (пределы полномочий родителей в управлении делами ребенка) Кодекса о браке и семье.

 

Оценка риска семейного неблагополучия несовершеннолетнего:

  • Ненадлежащий досмотр ребенка, отсутствие родителей;
  • Частое отсутствие в дошкольном учреждении ребенка без уважительной причины;
  • Неопрятный внешний вид ребенка, отсутствие сезонной одежды;
  • Эпизодически  нетрезвое состояние родителей;
  • Несвоевременно  оплата за  дошкольное учреждение;
  • Следы побоев у ребенка;
  • Жестокое обращение с ребенком.
  • Антисанитарное состояние квартиры;
  • Факты бытового пьянства;
  • Наличие долга за коммунальные услуги;

Основные направления деятельности по выявлению несовершеннолетних,

находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите.

      Для счастливого детства, благополучного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, успешная семья, способная обеспечить основное, базовые потребности ребенка.

         Однако, к сожалению, далеко не все родители осознают свою ответственность за воспитание и содержание детей и обеспечивают им достойный уровень жизни.

          Для более точного понимания данной проблемы рассмотрим критерии социально опасного положения несовершеннолетнего.

Критерии и показатели неблагополучия семьи

Критерии

Показатели

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

Родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи.

Родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста.

Родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая  территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара.

Родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью.

Родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения).

2. Родителями  не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления.

В отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (детей) привлечен к административной либо уголовной ответственности.

3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или)  жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

В отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса республики Беларусь об административных правонарушениях.

В отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия.

Установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.

Дошкольное учреждение выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:

  • изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье (посещение семьи на дому);
  • анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;
  • анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
  • учета посещения несовершеннолетними дошкольного учреждения;
  • контроль  за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними;
  • проводят воспитательно-профилактическую работу с несовершеннолетними, их родителями;
  • поступление информации о несовершеннолетнем из других источников (органы внутренних дел, медицинские учреждения, ЖЭК, отдел опеки и попечительства)

 

 

свернуть