Готовность к школе

Рекомендации родителям будущего первоклассника

Рекомендации родителям будущего первоклассника

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.

2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

7. Питание должно быть сбалансированным.

8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он.

9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п.

12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.

13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

 

свернуть

Тренируем руку ребенка

Тренируем руку ребенка

Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.

свернуть

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и садить его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.

свернуть

Мотивационная готовность

       Большинство детей на вопрос, хотят ли они в школу, ответят утвердительно. Однако желание пойти в школу не означает наличие мотивационной готовности – важной составляющей психологической готовности к школе. Школа привлекает детей своей новизной. Кроме того, туда пойдут друзья из детского сада и сверстники по двору, с которыми можно бегать и играть. К школе родители купят много новых, красивых вещей: альбом, краски, пенал, тетрадки и, конечно же, портфель. К тому же очень хочется стать взрослым. И наконец, в школе ставят десятки, которые так приятно получать.

       Данные психологических обследований детей при приёме в первый класс свидетельствуют о том, что примерно треть 7-летних  первоклассников не достаточно готова к школе. Психологи констатируют, что среди записавшихся в школу шестилеток меньше половины (около 40%) имеют внутреннюю позицию школьника, у остальных она отсутствует.

      В случае мотивационной незрелости адаптация к школе протекает неблагоприятно. Ребёнка начинает тяготить пребывание в ней: он придумывает себе болезнь, чтобы не идти туда, на вопросы учителя отвечает невпопад или отказывается отвечать, выходит из класса без разрешения, относится небрежно к школьным принадлежностям, радуется только окончанию занятий и внеучебным забавам. Когда учитель и родители выражают недовольство их поведением и учебным неудачам, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость часто влечёт за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

      Мотивационные игры способствуют формированию у детей «внутренней позиции школьника», которая является главной составляющей, основой готовности к школе. Познавательная мотивация создает необходимый психологический плацдарм для более успешной адаптации в новой обстановке, осознание учёбы как серьёзного интересного дела. Игры позволяют не только заинтересовать детей внешней стороной учёбы, процессом обучения, но и сформировать сознательное стремление к получению знаний, адекватное поведение в непривычных условиях школы.

 

                      Примеры игр:

            Игра « Волшебная книга»

         Рассчитана на устранение замешательства и смущения при вопросах и стимуляцию познавательной активности.

       Взрослый: Представьте, что у вас есть волшебная книга, которая знает обо всём на свете. В этой книге всё как в сказке – картинки оживают, а буковки, как солдатики, дружно становятся в ряд и громко читают, что получилось. В волшебной книге никогда не бывает ошибок и путаницы, ей смело можно задавать любые вопросы. А вопросы волшебная книга просто обожает! Подумайте и скажите: о чём бы вы хотели узнать? Дети задают вопросы. Взрослый поощряет активность детей, тактично вовлекает в беседу тех, кто молчит.

            Игра « Компьютер»

        Один из играющих – «компьютер» - садится на большой стул. Остальные игроки располагаются возле него и задают разные вопросы. «Компьютер может «сломаться» (ответить неправильно, не знать ответа). Тот, кто задал «трудный» вопрос, становится «компьютером». Игра снимает боязнь внезапных вопросов, развивает познавательную активность, творческое мышление.

            Игра «Загадки ранца».

    То я в клетку, то в линейку,                                Если ей работу дашь -

    Написать по ним сумей-ка                                   Зря трудился карандаш.

    Можешь и нарисовать…                                                         ( Стёрка).

    Что такое я?   ( Тетрадь)                                           

Есть домик тесный у меня.

                                                                               В нём живут мои друзья:

    Необычную тетрадь                                             Стёрка, ручка, карандаш.

    Носит ученик.                                                      Что я домиком назвал?

    В ней стоит оценка «пять».                                  Ну, конечно же… (Пенал )

    Что это?         ( Дневник )

    Взрослый: Какие ещё школьные принадлежности вы знаете?

              Упражнение « Для чего ходят в школу».

             Позволяет в увлекательной форме закрепить различные представления о правах и обязанностях школьника.

      Взрослый: Маленький мальчик видит детей, идущих в школу, и не знает,  для чего туда нужно ходить. Сидит он и размышляет. Ребята, давайте поможем малышу. Если то, что он говорит, правильно, хлопните в ладоши, если неправильно – топните: в школу ходят, для того, чтобы…

        - играть;

        - читать;

        - разговаривать с соседом по парте;

        - дружить;

        - считать;

        - писать;

        - драться;

        - узнавать что-то новое на уроке;

        - похвастаться нарядами;

        - выполнять задания учителя.

свернуть